История/ Древний мир/ Страницы истории/ Китай/ Военное искусство Древнего Китая/ Военно-теоретическая мысль/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Станислав Понятовский (1732), польский король (1764-95 гг.) - ПОНЯТОВСКИЙ (Poniatowski) Станислав Август (1732-98), последний польский король (1764-95). Ориентировался на Россию. подробнее..

Кальдерон (1600), испанский драматург, священник ("Стойкий принц", "С любовью не шутят") - КАЛЬДЕРОН ДЕ ЛА БАРКА (Calderon de la Barca) Педро (1600-81), испанский драматург. Комедии интриги "С любовью не шутят" (1627 ?), "Дама-неведимка" (1629). В драмах "Стойкий принц" (1628-29), "Саламейский алькальд" (1651) дана христианско-демократическая трактовка чести. Религиозно-философские подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Военно-теоретическая мысль





Высокий уровень развития военного искусства древнего Китая, а также его общей и военной культуры определил развитие китайской военно-теоретической мысли. Основой военной науки Китая считалось 'семикнижие' - семь трактатов по военному искусству, написанных в различное время китайскими военными теоретиками. Самые древние из них трактаты Сунь-цзы (конец VI и начало V века до н. э.) и У-цзы (начало IV века до н. э.). Трактат Сунь-цзы является самым древним из известных в настоящее время работ по военному искусству. Этот трактат заложил основы военной науки древнего Китая. Мао Цзэдун назвал Сунь-цзы великим военным теоретиком древнего Китая. Трактат Сунь-цзы раскрывает содержание-и показывает важнейшие принципы древнего китайского военного искусства. В этом отношении он имеет большое положительное значение.

Но Сунь-цзы был идеологом китайской рабовладельческой деспотии в период роста городов и торговли, в период усиления разложения сельской общины, развития рабства и в связи со всем этим резкого обострения классовой борьбы. В политическом отношении древний рабовладельческий Китай представлял собой в это время ряд отдельных деспотий, боровшихся между собой за господство в Китае. В этой обстановке Сунь-цзы разрабатывал свой трактат о военном искусстве, прежде всего, как учение о захватнической, грабительской войне рабовладельческой деспотии. Поэтому многие положения древнего теоретика привлекали и привлекают внимание современных идеологов империалистической буржуазии, особенно в Японии и США, чего нельзя не учитывать при изучении трактата Сунь-цзы.

Сунь-цзы был полководцем или военным советником в царстве У в годы правления Холюй (514-495 гг. до н. э.). Он успешно командовал, войсками царства У, о чем свидетельствует один из трактатов IV века до н. э.: 'Был человек, который имел всего 30 тысяч войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: 'Сунь-цзы'.

Трактат Сунь-цзы 'О военном искусстве', в котором он обобщил исторический и свой личный боевой опыт, состоит из 13 глав: 'Предварительные расчеты', 'Ведение войны', 'Стратегическое нападение', 'Форма', 'Мощь', 'Полнота и пустота', 'Борьба на войне', 'Девять изменений', 'Поход',. 'Формы местности', 'Девять местностей', 'Огневое нападение', 'Использование шпионов'. Все они написаны в краткой уставной форме и вместе с тем образно. Мы рассмотрим здесь лишь главнейшие положения этого трактата, в котором Сунь-цзы сделал попытку определить для своего времени условия достижения победы и показать причины поражений.

Прежде всего Сунь-цзы пытается определить значение войны. 'Война, по его словам, это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели' (гл. I, п. 1).

Сунь-цзы заявляет, что если полководец усвоит излагаемую им теорию и будет применять ее, то 'он непременно одержит победу' (гл. I, п. 5); если же этого он не сделает, то 'непременно потерпит поражение'. Этим категорическим утверждением Сунь-цзы явно переоценивал значение излагаемых им правил ведения войны.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь