 | Сервис: |
| |
Военно-теоретическая мысль
Высокий уровень развития военного искусства древнего Китая, а также его общей и военной культуры определил развитие китайской военно-теоретической мысли. Основой военной науки Китая считалось 'семикнижие' - семь трактатов по военному искусству, написанных в различное время китайскими военными теоретиками. Самые древние из них трактаты Сунь-цзы (конец VI и начало V века до н. э.) и У-цзы (начало IV века до н. э.). Трактат Сунь-цзы является самым древним из известных в настоящее время работ по военному искусству. Этот трактат заложил основы военной науки древнего Китая. Мао Цзэдун назвал Сунь-цзы великим военным теоретиком древнего Китая. Трактат Сунь-цзы раскрывает содержание-и показывает важнейшие принципы древнего китайского военного искусства. В этом отношении он имеет большое положительное значение.
Но Сунь-цзы был идеологом китайской рабовладельческой деспотии в период роста городов и торговли, в период усиления разложения сельской общины, развития рабства и в связи со всем этим резкого обострения классовой борьбы. В политическом отношении древний рабовладельческий Китай представлял собой в это время ряд отдельных деспотий, боровшихся между собой за господство в Китае. В этой обстановке Сунь-цзы разрабатывал свой трактат о военном искусстве, прежде всего, как учение о захватнической, грабительской войне рабовладельческой деспотии. Поэтому многие положения древнего теоретика привлекали и привлекают внимание современных идеологов империалистической буржуазии, особенно в Японии и США, чего нельзя не учитывать при изучении трактата Сунь-цзы.
Сунь-цзы был полководцем или военным советником в царстве У в годы правления Холюй (514-495 гг. до н. э.). Он успешно командовал, войсками царства У, о чем свидетельствует один из трактатов IV века до н. э.: 'Был человек, который имел всего 30 тысяч войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: 'Сунь-цзы'.
Трактат Сунь-цзы 'О военном искусстве', в котором он обобщил исторический и свой личный боевой опыт, состоит из 13 глав: 'Предварительные расчеты', 'Ведение войны', 'Стратегическое нападение', 'Форма', 'Мощь', 'Полнота и пустота', 'Борьба на войне', 'Девять изменений', 'Поход',. 'Формы местности', 'Девять местностей', 'Огневое нападение', 'Использование шпионов'. Все они написаны в краткой уставной форме и вместе с тем образно. Мы рассмотрим здесь лишь главнейшие положения этого трактата, в котором Сунь-цзы сделал попытку определить для своего времени условия достижения победы и показать причины поражений.
Прежде всего Сунь-цзы пытается определить значение войны. 'Война, по его словам, это великое дело для государства, это почва жизни и смерти, это путь существования и гибели' (гл. I, п. 1).
Сунь-цзы заявляет, что если полководец усвоит излагаемую им теорию и будет применять ее, то 'он непременно одержит победу' (гл. I, п. 5); если же этого он не сделает, то 'непременно потерпит поражение'. Этим категорическим утверждением Сунь-цзы явно переоценивал значение излагаемых им правил ведения войны.
|
|
| |