| Сервис: |
| |
Петр Подгородецкий (1952), ,бывший клавишник группы "Машина времени"
Рок-группа (Москва). Ставшая первой звездой отечественной рок-музыки и во многом предопределившая ее переход к русскоязычному творчеству, "МАШИНА ВРЕМЕНИ" была организована в одной из московских школ, хотя ее создатель и с тех пор бессменный лидер Андрей Макаревич начал свой путь в музыку годом раньше. В 1968 он впервые услышал BEATLES и, подверженный всеобщей моде, собрал из одноклассников и одноклассниц вокально-гитарный квартет THE KIDS, с переменным успехом игравший англоязычные номера на вечерах школьной самодеятельности. Знакомство с певшими уже тогда по-русски "АТЛАНТАМИ" А. Сикорского и К. Никольского побудило его сделать "настоящую" группу и начать сочинять песни самостоятельно. В первый, просуществовавший крайне недолго, состав "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ" вошли: Андрей Макаревич (гитара, вокал); Александр Иванов (гитара); Павел Рубин (бас); Игорь Мазаев (фортепияно); Юрий Борзов (барабаны). Необходимость добиться минимально-профессионального звучания вскоре вызвала изменения: один за другим ушли Иванов, Рубин и Мазаев. Их заменили Александр Кутиков (бас, вокал) и Сергей Кавагоэ (клавишные). Мало-помалу группа начала выступать, добиваясь популярности в окрестных школах. В 1970 последнего из "ветеранов" - Ю. Борзова - сменил довольно известный в Москве барабанщик Максим Капитановский. У "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ" появилась своя аппаратура и довольно обширный репертуар. Два года спустя Капитановский уходит и группа, не найдя ему достойной замены, распадается. Следующие 12 месяцев или чуть больше судьба участников группы оказалась связанной с довольно известной в Москве поп-группой "ЛУЧШИЕ ГОДЫ" Р. Зобнина. Незадолго до этого "ГОДЫ" радикально поменяли свой состав, и одним из новобранцев стал соученик Макаревича по Архитектурному институту Сергей Грачев, который и привел с собой Макаревича, Кутикова и Кавагоэ. В 1973 "ЛУЧШИЕ ГОДЫ" почти в полном составе ушли на профессиональную сцену и "МАШИНА ВРЕМЕНИ" была возвращена к жизни. С осени 1973 до начала 1975 группа пережила смутное время, выступая на танцплощадках и сейшнах, играла "за стол и кров" на южных курортах, беспрерывно меняя состав. За эти полтора года через группу прошло не менее 15 музыкантов, среди которых были барабанщики Юрий Фокин и Михаил Соколов, гитаристы Алекс "Уайт" Белов, Александр Микоян и Игорь Дегтярюк, скрипач Сергей Осташев, клавишник Игорь Саульский и многие другие. Не выдержавший этой круговерти Кутиков в конце концов ушел в "ВИСОКОСНОЕ ЛЕТО", Саульский позже играл с "АРСЕНАЛОМ" Алексея Козлова. К весне 1975 состав стабилизировался: Макаревич, Кавагоэ (в результате всех этих перемещений оказавшийся за барабанами) и басист, вокалист Евгений Маргулис; приобрел узнаваемые черты и стиль группы, который определили многочисленные интересы и пристрастия ее участников: от бардовской песни до блюза и от кантри до рок-н-ролла. Сыграли свою роль характерные тексты Макаревича: чуть ироничные, иногда немного патетичные; имеющие форму притчи или басни, они затронули широкий круг проблем, характерных для тогдашней молодежи. В марте 1976 "МАШИНА ВРЕМЕНИ" с триумфом выступила на таллинских "Днях популярной музыки", после чего по приглашению "МИФОВ" и "АКВАРИУМА" дала несколько концертов в Ленинграде, которые стали началом массовой и длившейся пять лет "машиномании". На полгода к группе присоединился ленинградский блюзмен Юрий Ильченко (экс-"МИФЫ"). "МАШИНА ВРЕМЕНИ" каждые 2-3 месяца совершает челночные рейсы в Ленинград, давая по несколько концертов, производивших смятение в рядах местных рок-фанов, и снова исчезает. В 1977 стали лауреатами фестиваля "Дни молодежной музыки" (Таллин). Росту популярности группы способствовало и ее участие в фильме Данелия "АФОНЯ", в котором прозвучал тогдашний ее хит Ты или я ("Солнечный остров"). Продолжались эксперименты с составом. После ухода Ильченко появились скрипач Николай Ларин, трубач Сергей Кузьминок, кларнетист Евгений Легусов, клавишники Игорь Саульский (вторично) и Александр Воронов (экс-"ВИКТОРИЯ"). В 1978 ленинградский звукорежиссер Андрей Тропилло выпустил первый магнитоальбом группы "День рождения". На следующий год группа подготовила монументальную программу "Маленький принц" с развернутыми инструментальными соло, чтением стихов и начатками режиссуры (она тоже была записана на пленку). Летом 1979 внутренние противоречия, уже давно копившиеся в группе, нашли свое разрешение. "МАШИНА ВРЕМЕНИ" снова распалась: Кавагоэ и Маргулис, собрав старых друзей, образовали "ВОСКРЕСЕНИЕ", Воронов реорганизовал "ВИКТОРИЮ", а Макаревич осенью того же года вывел на сцену новый состав "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ": Александр Кутиков - бас, вокал; Валерий Ефремов - ударные; Петр Подгородецкий - клавишные, вокал. Они подготовили новый репертуар, поступили на работу в Московский областной театр комедии, а в марте 1980 стали главной сенсацией и лауреатом Всесоюзного рок-фестиваля "Весенние ритмы. Тбилиси-80". Группа, наконец, вышла из подполья, получила признание миллионов слушателей. Однако оттепель длилась недолго. Весной 1982 против рок-музыки была развернута кампания, инспирированная статьей "Рагу из Синей птицы" в "Комсомольской правде". Так и не вышел первый альбом на "Мелодии", программа "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ" по многу раз правилась и пересматривалась бесчисленными худсоветами. Группу покинул Подгородецкий, которого заменили скрипач Сергей Рыженко и клавишник Александр Зайцев. Рыженко, к сожалению, год спустя уходит. Вынужденное снижение активности группы побудило Макаревича искать себя в других жанрах. Он выступал соло (с акустическим репертуаром), снимался в кино (вместе с группой): в двух не слишком интересных художественных лентах А. Стефановича - "Душа" (1982) и "Начни сначала" (1986), написал музыку к кинофильмам "Скорость" и "Прорыв". Лишь в 1986 с изменением всей культурной политики страны "МАШИНА ВРЕМЕНИ" получила возможность нормальной работы. Были подготовлены новые, довольно сильные программы "Реки и мосты" и "В круге света", послужившие основой для одноименных пластинок. Вышла также ретроспективная пластинка "10 лет спустя", на которой Макаревич попытался восстановить звучание и репертуар середины 70-х годов. Группа посетила несколько зарубежных рок-фестивалей, работала над альбомом в США, где, кстати, еще в 1981 была выпущена их "пиратская" пластинка. Судьбе "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ" в той или иной форме посвящены документальные фильмы "Рок-культ", "Рок и фортуна", "Шесть писем о бите". Долгое время коллектив не придавал значения определению названий своих альбомов и не датировал их годами. В дискографии мы приводим наиболее важные и интересные образцы звукозаписи группы, которая, кстати, имела и великое множество "пиратско-концертных" альбомов. Летом 1990 перед гастролями в Куйбышеве из "МАШИНЫ ВРЕМЕНИ" уходит Александр Зайцев. В группу возвращаются Евгений Маргулис, который теперь играет на гитаре, и Петр Подгородецкий. В ее репертуаре опять много песен "классического" репертуара прошлых лет. В 1990 сольный магнитоальбом и пластинка выходят и у Кутикова. В1994 в Москве на Красной площади состоялся концерт группы, посвященный ее 25-летию.
Андрей Бурлака
|
|
| |