Карл Дрейер (1889), датский кинорежиссер ("День гнева")
ДРЕЙЕР (Dreyer) Карл Теодор (03. 02. 1889 - 20. 03. 1968), датский режиссер, сценарист.
После безрадостного сиротского детства зарабатывал на жизнь пианистом в кафе, стал писать газетные статьи, а с 1912 - титры для компании "Нордиск". Заинтересовавшись всерьез кинематографом, создает сценарии (по ним поставлено 22 фильма), работает монтажером. В 1918 выпускает первую режиссерскую работу - мелодраму "Президент" (Praesidenten).
В 1919 появляется его монументальный постановочный фильм "Страницы из книги сатаны" (Leaves From Satan's Book/Blade Af Satans Bog). Следуя примеру гриффитовской "Нетерпимости", Дрейер объединяет в своем повествовании разные эпизоды (Голгофа, испанская Инквизиция, Великая французская революция и события 1918 года в Финляндии), которые, по его мнению, складываются в модель истории человечества, разделенного политическими интересами и религиозной нетерпимостью. В этой "реакционной", с точки зрения одних критиков, в картине проявились, по мнению других, не только творческие амбиции Дрейера, но и его интерес к изобразительным возможностям композиции кадра, освещения, монтажа и ритма.
Кризис датского кино заставляет режиссера искать продюсеров за границей, и его следующий фильм "Вдова пастора" (The Parson's Widow/Prastankan, 1920), где уже обнаруживается интерес Дрейера к человеческой психологии и очевидно его умение передавать ее на экране средствами немого кинематографа, поставлен в Швеции. Обращаясь к различному материалу, к примеру, крестьянская жизнь во "Вдове пастора" (The Parson's Widow/Prastankan, 1920), Россия 1905 года в "Возлюби ближнего своего" (Die Gezeichneten, 1922); лицемерие семейной жизни в "Уважай свою жену", 1925), режиссер добивался максимальной достоверности атмосферы, декораций, деталей быта и игры актеров, придавая огромное значение выразительности крупного плана и монтажу. Время от времени возвращался в Данию, где снял свою любимую оперетту "Однажды" (Der Var Engang, 1922), но чаще выступал независимым режиссером, вступая в постоянные конфликты с продюсерами.
Интерес к внутренней жизни человека, раздираемого противоречиями и стоящего перед выбором, проявился в поставленной в Германии ленте "Михаэль" (Mikael, 1924) и в главной картине всей его творческой жизни - "Страсти Жанны ДАрк" (La Passion De Jeanne D'arc) снятой в 1928 во Франции. История постановки превратилась в легенду: Дрейер отверг сценарий, основанный на известной биографии своей героини и обратился к подлинным протоколам допросов; был воссоздан замок в Руане; cъемки шли в порядке хронологии и продолжались полтора года; от актеров требовалось внешнее сходство и готовность играть без грима. Оператор Р. Матэ использовал жесткорисующую оптику, которая на крупном плане передавала все неровности кожи, а также применял нижние ракурсы, для чего во дворе замка появилось множество ям. В результате фильм превратился в монументальный крупный план изуверского процесса и одновременно в немой монолог Жанны ДАрк, чьи переживания и даже ход мысли воплощались на экране с помощью крупных планов, виртуозного монтажа и драматургии света и тени.
После провала картины в прокате Дрейер нашел продюсера для своего нового фильма "Вампир" (Vampur) лишь в 1932. Будучи удивительным экскурсом в мир подсознательных грез, сновидений и галлюцинаций, "Вампир" (Vampur, 1932) остался примером творческого использования изображения, музыки, шумов и монтажа для создания экспрессивной атмосферы, выражающей субъективный взгляд личности. После неуспеха в прокате Дрейер вернулся в журналистику, и его следующая игровая лента - монументальная драма "День гнева" (Vredens Dag) об "охоте на ведьм" в Норвегии средних веков - была поставлена только в 1943.
После войны он снимает серию документальных картин, а также религиозно-философский фильм "Слово" (Ordet, 1955, главный приз МКФ в Венеции) и стилистически изысканной ретро-лентой "Гертруда" (Gertrud, 1964), которые стали общепризнанными шедеврами.
Владимир Утилов
|
|