История/ Общие разделы/ День в истории/ 2 Февраля/ Родились.../ Вера Хитилова (1929), чешский кинорежиссер ("Жемчужинки на дне", "Маргаритки")/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Мухаммед (570), исламский пророк, основатель ислама - МУХАММЕД (Мохаммед; в европейской литературе часто Магомет, Магомед) (ок. 570-632), основатель ислама, почитается как пророк. Выходец из рода Бану-хашим арабского племени курейшитов. Получив, по преданию, ок. 609 (или 610) откровение Аллаха, выступил в Мекке с проповедью новой веры. В 622 вме подробнее..

[1935] - ЦК ВКП(б) в секретном циркуляре на места призвал начать поиски "врагов народа" - ОРГБЮРО ЦК ВКП(б) [Организационное бюро ЦК ВКП(б)], исполнительный орган ЦК, избиралось ЦК в 1919-52 для руководства организационной работой, главным образом кадровой. подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Вера Хитилова (1929), чешский кинорежиссер ("Жемчужинки на дне", "Маргаритки")





ХИТИЛОВА (Chytilova) Вера (р. 02. 02. 1929), чешский режиссер и сценарист.
Училась на архитектурном факультете, работала дизайнером, ассистентом режиссера. Закончила ФАМУ в Праге, где получила режиссерское образование. Ее дипломные работы привлекли внимание и получили призы на киносмотрах в Чехословакии и за рубежом ("Зеленая улица", "Потолок", "Мешок блох"). Дебютировала в полнометражном кино с фильмом "О чем-то ином" (1963, главная премия на МКФ в Мангейме), где показала интересный пример работы на стыке документального и игрового кинематографа. Удачно приняла участие в коллективной ленте пражской "новой волны" - "Жемчужинки на дне" (Perlicky na dne, экранизация сборника рассказов чешского писателя Б. Грабала), поставила новеллу "Закусочная "Мир".

В 1966 сняла свой первый зрелый фильм - как в плане содержания, так и в смысле художественной формы - "Маргаритки" (Sedmikrasky), который сама считает своим главным достижением. Внешне он был просто бессмыслен: две молодые странные девушки совершали шокирующие или просто непонятные действия, в коих можно было усмотреть практически все, что угодно (в частности, намек на однополый секс или идеологическую диверсию, поскольку героини завертывались в газеты коммунистического толка). Фильм был очень эффектен, изобретателен, стилен в своем изобразительном решении, что вообще характерно для Хитиловой, а в принципах монтажного построения ленты критика усмотрела влияние эстетики Ж.-Л. Годара: "остранение", апелляция к интеллекту зрителя, привносящая в повествование политическую актуальность, разрушающая стойкие обывательские мифы (сама Хитилова отрицает факт заимствования или влияния).

Вместе с тем нельзя не заметить в творчестве Хитиловой чисто женской игры с формой, фактурой, а также влияние пресловутой "женской логики", когда художница больше полагается на интуитивное прозрение, собственное художническое чутье, знаменитое женское "а я хочу так", что уж никак не свойственно сухим интеллектуальным построениям Годара.

Начиная с "Маргариток" режиссер разрабатывает поэтику абсурда; сатирическое начало в фильмах Хитиловой всегда пропущено через традиции Кафки и художников-абсурдистов (из более поздних лент можно назвать "Занос" (Kalamita, 1978, выпуск, 1981) или современной философской фантастики ("Турбаза "Волчья", Vlci Bouda, 1986), но часто "абсурдистской" может быть лишь одна, но значимая для фильма деталь. Интересно, что социокритическое начало у Хитиловой очень эмоционально, это отнюдь не "идеология наоборот", что доказывает ее лента о постсоциалистической Чехии "Наследство" (Dedictvi Aneb Kurvahosigutntag, 1993).

Отдельная тема - женские образы в творчестве Хитиловой. Здесь можно обнаружить великолепную и вполне профеминистическую галерею образов "женщин на самом деле", женских портретов, созданных не мужчиной (к чему человечество приучила вся долгая история искусства), а именно представительницей "другого пола". Впрочем, эту особенность хитиловского творчества напрямую увязать с феминизмом нельзя, в точности такие же тенденции можно обнаружить в творчестве большинства женщин-режиссеров, не имеющих никого отношения к феминистскому движению.

После "Маргариток" - эталонного для творчества Хитиловой фильма - она начинает работать мало по вполне понятным причинам (события в Чехословакии 68 года, долгий период застоя). Ей приходится работать для рекламы, в репортажно-видовом кино ("Горсть морщин", "Время неумолимо", "Прага - беспокойное сердце Европы" (Prague)). Те же картины, где она пытается быть самой собой и критиковать режим ("Занос"; "История панельного дома", Panelstory, 1979, главная премия на МКФ в Сан-Ремо-80) подвергаются довольно значительным цензурным гонениям. Однако режиссер, в отличие от И. Пассера и М. Формана, не покинула родину, что впоследствии было объяснено ею в фильме "Хитилова против Формана - осознание непрерывности" (1981), созданного еще в годы "застоя" для телевидения Бельгии. Во второй половине 80-х годов Хитилова получает долгожданную свободу творчества, но ее картины "Шут и королева" (Sasek a kralovna, 1987), "Копытом сюда, копытом туда" (Kopytem sem, kopytem tam, 1989) при всем эстетическом совершенстве уже кажутся отмеченными печатью маньеризма.

Анастасия Машкова
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь