| Сервис: |
| |
Эйбл Феррара (1951), американский кинорежиссер ("Опасная игра", "Король Нью-Йорка")
ФЕРРАРА Эйбл (р. 19. 07. 1951), американский режиссер.
Pодился в Нью-Йорке. В середине 70-х годов Феррара познакомился с начинающим литератором Николасом Сент-Джоном, который был за редким исключением неизменным сценаристом Феррары, и закрепил за режиссером статус одного из маниакальных исследователей многоликого зла, таящегося в утробе американской империи. Причем в отличие от других режиссеров, Феррара исследует межличностное зло, которое совершается сознающими собственную порочность индивидууами по отношению к себе подобным в мире, распадающемся на безжалостные экзистенциальные элементы: секс, насилие, наркотическая зависимость, смерть, власть - одним словом, пространство Каина, а не Авеля.
В 1975 Феррара и Сент-Джон создают на ими же основанной "Navaron Films" свой дебют под двусмысленным названием "Девять жизней мокрощелки" (Nine Lives of Wet Pussy). В 1979 появляется столь же неоднозначный "Сверлильщик-киллер" (The Driller Killer) - манифестация авторского стиля Феррары, продукт субкультуры жестокого триллера серии В. В 80-е годы Феррара продолжает наполнять рынок культового кино образчиками грубых фильмов, вдохновляясь "Убойной силой пистолета Магнум" в ленте "Мисс 45"/"Ангел мести" (Ms. 45/Angel Of Vengeance, 1981), "Таксистом" Скорсезе и "М" Ланга в "Городе страха" (Fear City, 1984), наконец, самим Шекспиром, снимая в 1987 модерновую историю Ромео из маленькой Италии и Джульетты из Чайнатауна в "Китаянке" (China Girl - по песне Боуи/Игги Попа). Чтобы подзаработать, снимает по несколько серий для популярных телесериалов "Криминальная история" (Crime Story) и "Полиция Майами, отдел нравов" (Miami Vice).
90-е годы, ставшие временем бурного расцвета и экспансии внеголливудского альтернативного кино на широкие экраны, окончательно оформляют жесткую стилистику Феррары в эталонных экземплярах "канона" этого режиссера. "Король Нью-Йорка" (King Of New York, 1990) - история вышедшего после отсидки на свободу харизматического гангстера, словно прогрызающего себе путь на криминальные вершины. Засев в роскошном отеле Plaza, охраняемый безмолвными телохранительницами разного цвета кожи, "король Нью-Йорка" расправляется со своими итальянскими, латиноамериканскими и китайскими врагами, пока сам не гибнет "богартовской" смертью от раны в живот на заднем сиденье такси. Уже в этом фильме Феррара проводит четкую, принципиальную для себя параллель: гангстер-вампир в сцене, когда в темных очках сидящих в кинозале гангстеров отражается Носферату из фильма Мурнау. Рифмуя два экзистенциальных состояния в одной связке, Феррара интерпретирует их как разновидности фатального пристрастия, губительной привычки падшей натуры, от которой невозможно избавиться и которая в конце концов приводит героя к неизбежной гибели.
Прогрессирующая "addiction" (наркотики, пьянство, огромные ставки на тотализаторе) руководит саморазрушительным поведением другого харизматического протагониста Феррары - Плохого лейтенанта из его одноименного фильма (Bad Lieutenant, 1992). Пережив апоплексический катарсис, раскаявшийся грешник в гениальном исполнении Харви Кaйтелa погибает подобно "королю Нью-Йорка" - за рулем машины посреди суеты большого города. В 1993 Феррара делает вслед за Доном Сигелом и Филом Кауфманом собственную версию апокалиптических "Похитителей тел" (Body Snatchers), создавая мрачнейшую метафору зомбированного современного социума.
В 1994 режиссер углубился в "Опасной игре" (Dangerous Game) в исследование наиболее автобиографической "пагубной привязанности" - не знающей границ тотальной одержимости кино, приводящей к реально-"киношной" смерти героини Мадонны, находящейся в нерасторжимо-кровной связке с персонажами безумного Джеймса Руссо и яростного Харви Кaйтелa. Именно фатальная связанность персонажей Феррары пагубной привычкой и создает трагическую подоплеку фильмов зрелого Феррары. В этом смысле картина "Зависимость" (Addiction, 1995) представляет наиболее разветвленную паутину затягивающих в себя привязанностей: гангстеризм-вампиризм-наркомания-философия-телемания. Все эти занятия, по мысли Феррары, как черные дыры затягивают и опустошают душу подпавшей под их авторитарное очарование жертвы, повязывая ее кровавыми узами "addiction".
"Похороны" (Funeral, 1996) - обращение режиссера к типологии семейно-гангстерского кино, снятое постоянным оператором Кеном Келшем в некоем подобии стиля "cinema-verite", исследует фамильные привязанности невротических гангстеров и приводит их сквозь цепочку предательств к смертоубийственному катарсису финала. "Отключка" (Blackout, 1997) - история шизофренического раздвоения голливудской звезды и его взаимоотношений с двумя ипостасями женского начала - классическое для Феррары погружение в темные бездны зараженного пороком человеческого прозябания в мире бесконечных проекций собственного безумия и несовершенства.
|
|
| |