История/ Новейшая история/ Страницы истории/ Россия/ История России в Новейшее время/ Восстановление экономики и укрепление тоталитаризма/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Николай Данилевский (1822), русский натуралист и философ, основатель философии истории - ДАНИЛЕВСКИЙ Николай Яковлевич (1822-85), русский публицист и социолог, идеолог панславизма. В сочинении "Россия и Европа" (1869) выдвинул теорию обособленных "культурно-исторических типов" (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам; качественно новым считал "славянский" тип подробнее..

Николай Некрасов (1821), русский поэт и публицист, издатель журнала "Современник" ("Русские женщины", "Коробейники", "Мороз, Красный нос", "Кому на Руси жить хорошо") - НЕКРАСОВ Николай Алексеевич (1821-77/78), русский поэт. В 1847-66 редактор-издатель журнала "Современник"; с 1868 редактор (совместно с М. Е. Салтыковым) журнала "Отечественные записки". В изображении повседневного быта городских низов, крестьянских будней, женской доли, мира детства "муза ме подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Восстановление экономики и укрепление тоталитаризма





Великая победа над фашизмом воодушевила всех граждан Советского Союза. В народе стала теплиться надежда на улучшение жизни, на ослабление сурового режима, установленного в годы войны.

Прежде всего требовалось приступить к восстановлению разрушенного хозяйства. Людские и материальные потери, понесенные Советским Союзом, не были сравнимы с итогами других войн. Но благодаря героическому труду народа восстановление шло быстрыми темпами. Уже в конце войны была воссоздана инфраструктура многих только что освобожденных районов.

В крайне тяжелых условиях шло восстановление промышленности. Не хватало промышленных и продовольственных товаров. До 1947 г. существовала карточная система распределения. В то же время были сняты введенные в годы войны ограничения на отпуска, снова был введен 8-часовой рабочий день. Постепенно ликвидировалась нехватка рабочей силы, в основном за счет демобилизующихся фронтовиков.

Большинство рабочих были выходцами из сельской местности, без достаточной квалификации, что существенно снижало эффективность труда. Тем не менее энтузиазм, трудовой героизм рабочих и служащих делали в буквальном смысле чудеса. Так, спустя два года после окончания войны заработал первый агрегат восстановленной из руин Днепровской гидроэлектростанции, а в 1950 г. Днепрогэс была полностью восстановлена.

В целом за первую послевоенную пятилетку 1946-1950 гг. был достигнут объем довоенного производства, а по некоторым показателям наблюдался его прирост.

Это было результатом прежде всего героического самопожертвования населения. Определенную роль сыграли полученные из Германии репарации и продолжавшаяся жесткая политика отвлечения средств из социальной сферы в промышленное производство.

В критическом состоянии находилось сельское хозяйство. Надежды колхозников хотя бы на частичное ослабление колхозного режима не оправдались. Государство постоянно увеличивало налоги с производителей сельскохозяйственной продукции. Постигшая страну в 1946 г. засуха грозила многим сельским жителям голодом.

Жители сельской местности по-прежнему не имели паспортов, а значит, не могли устроиться на работу в городе, на них не распространялись некоторые социальные льготы: оплата больничных листков, пенсионное обеспечение по старости или в результате потери трудоспособности. Сокращались права крестьян свободно реализовывать продукты на колхозных рынках. И хотя к началу 50-х годов был достигнут уровень довоенного сельскохозяйственного производства, деревня оказалась на грани глубочайшего кризиса. Это обстоятельство потребовало новых чрезвычайных мер.

Так жили победители. Для многих советских граждан, побывавших волей военного лихолетья в других государствах, открылись черты ранее неизвестной им жизни, умело скрываемой до этого всей системой пропаганды и агитации - "железным занавесом".

Нельзя сказать, что власть вовсе не признавала витавших в воздухе общественных настроений. Напротив, она даже предпринимала некоторые попытки реформирования политической жизни. Правда, это были половинчатые шаги, такие, как закрытые обсуждения проекта новой Конституции СССР, программы и устава партии. Но власти бдительно следили за попытками создания различных самостоятельных организаций, преимущественно молодежью, начавшей задаваться "крамольным" вопросом о совершенстве советского строя.

Сталинское руководство встало на путь продолжения ослабленных в годы войны репрессий.

Страна все больше походила на огромную "зону", в которой безраздельно властвовали "компетентные органы". Миллионы ни в чем не повинных людей оказывались лишенными свободы. Многие вчерашние защитники Родины, от солдата до военачальника, подверглись аресту. Особенно была тяжела участь тех, кто оказался в фашистском плену.

Не избежали роковой участи и многие партийные и государственные работники. В результате сфабрикованного "ленинградского дела" подверглись репрессиям почти две тысячи человек, в том числе член Политбюро, председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский, Секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Кузнецов, Председатель Совета Министров Российской Федерации М. И. Родионов.

В 1953 г. был спровоцирован "дело врачей": выдающиеся ученые-медики были обвинены в чудовищных преступлениях, от гибели их избавила только смерть Сталина.

Такие методы политического руководства государством, безусловно, требовали целенаправленных мероприятий по поддержанию определенного духа в советском обществе. Пробужденное войной самосознание победившего народа власть вновь стремилась зажать в тиски официальной идеологии, подчиняя ей все сферы духовной жизни общества.

Под лозунгом борьбы с космополитизмом развернулось гонение на представителей искусства, произведения которых, по мнению официальных идеологов, не соответствовали цели воспитания советского человека. В печально известном постановлении ЦК ВКП(б) от 14 августа 1946 г. "О журналах "Звезда" и "Ленинград" подверглись уничтожающей критике многие известные литераторы за отступление от партийных принципов литературы. А. А. Ахматова и М. М. Зощенко были исключены из Союза писателей.

Любое литературное произведение перед выходом в свет проходило жесткую цензуру в органах партии, отвечающих за идеологическую работу. Чиновники от литературы давали "ценные советы" писателям и поэтам, а во многих случаях просто запрещали книги, спектакли, кинофильмы.

В отходе от лучших традиций советского музыкального искусства обвинялись композиторы Д. Д. Шостакович, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян и другие. Их имена перестали появляться на афишах концертных залов. Союз композиторов стал, по сути, не творческим объединением музыкантов, а бюрократической организацией, вынужденной выполнять волю партии.

Нерадостным было положение и в науке. Великий ученый современности Н. И. Вавилов умер в тюрьме в 1943 г. В результате усилий "великого сталинского ученого" Лысенко была уничтожена отечественная школа генетиков, знаменитые ученые вместе со своими учениками выдворялись из научных институтов. Жестокому разгрому подверглись также кибернетика и психоанализ.

Идеологическая монополия делала невозможными любые научные дискуссии в общественных науках. В них безраздельно господствовали дух и буква "Краткого курса", отредактированного лично И. В. Сталиным. Все факты отечественной истории, которые не вписывались в жестко очерченные этим "выдающимся творением" рамки понимания самых сложных общественных процессов, должны были быть забыты.

Трудно оценить ущерб, нанесенный сталинизмом отечественной науке и культуре.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь