История/ Общие разделы/ День в истории/ 13 Июня/ Произошло.../ [1912] - В Москве открылся Музей изящных искусств императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Российское государство - <8 Якутия и Приамурье в XV подробнее..

Франция - подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


[1912] - В Москве открылся Музей изящных искусств императора Александра III (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина)





Церемония торжественной закладки здания Музея состоялась 17 августа 1898 года. На ней присутствовали император Николай II и члены его семьи, представители Московской Городской думы и другие почетные гости. Под строительство здания безвозмездно предоставили территорию бывшего Колымажного двора вблизи Кремля. Официально было утверждено название "Музей изящных искусств имени императора Александра III".

Объявленный в конце 1896 г. конкурс на лучший проект здания музея привлек 19 архитекторов из разных городов России. Строителем был выбран один из участников конкурса, получивший золотую медаль, московский архитектор Р.И.Клейн (1858-1924). Он выработал окончательный вариант проекта, отвечавший требованиям Правления и Комитета для устройства Музея изящных искусств при Московском Университете. Здание строилось по последнему слову музейной практики и строительной техники. Спроектировано оно было в стиле античного храма на высоком подиуме с ионической колоннадой по фасаду. Во внутреннем убранстве сочетаются элементы разных исторических эпох в соответствии с представленными экспонатами. В сооружении здания музея участвовали инженеры И.И.Рерберг и В.Г.Шухов.

Музей создавался на основе Кабинета (Музея) изящных искусств и древностей Московского Университета, где в гипсовых слепках, макетах, живописных и гальванических копиях были представлены основные этапы истории искусства народов со времен Древнего мира. В этом качестве Музей стал первым в России учреждением подобного типа.

Инициатором создания (в 1893 году) и первым директором Музея Изящных Искусств (1911-1913) был заслуженный профессор Московского Университета, доктор римской словесности и историк искусства И.В.Цветаев (1847-1913), отец поэта Марины Цветаевой. Замысел И.В.Цветаева развивал основные идеи предшественников. Дело в том, что проекты создания такого музея в Москве неоднократно излагались в печати З.А.Волконской и С.П.Шевыревым (1831), директором Московского Публичного и Румянцевского музеев Н.В.Исаковым (1864).

Музей создавался главным образом на денежные средства членов-учредителей Комитета и других жертвователей, число которых первоначально превышало 40 человек.

Здание было возведено к 1904 году. Начало комплектования картинной галереи было положено в 1909 года, когда И.В.Цветаев принял дар русского консула в Триесте М.С.Щекина. К работе в Музее в разное время привлекались такие ученые, как Д.В.Айналов, Н.П.Кондаков, В.К.Мальмберг, Б.А.Тураев, художники В.М.Васнецов, В.Д.Поленов, А.Я.Головин, И.И.Нивинский. Гипсовые слепки и другие копии заказывались в 1890-х - 1911 годах в зарубежных мастерских по формам, снятым непосредственно с оригиналов; в ряде случаев копии делались впервые.

В коллекции представлены фаюмские портреты и византийские иконы, среди картин итальянских живописцев XIII-XVIII вв. - работы С.Боттичелли, П.Веронезе, Дж.Тьеполо. Раздел голландской и фламандской живописи XVII в. представлен произведениями Рембрандта, П.Рубенса и других знаменитых мастеров. Выдающееся значение имеет широко известное в мире собрание французской живописи XVII-XX вв., включающее шедевры Н.Пуссена, А.Ватто, К.Коро, К.Моне, О.Ренуара, П.Сезанна, В.Ван-Гога, П.Гогена, А.Матисса, П.Пикассо.

Коллекция графики возникла благодаря пожертвованиям частных лиц. Начало собранию было положено в 1861 г., когда император Александр II подарил Румянцевскому музею 20 000 гравюр. Позднее к этой коллекции присоединилось уникальное собрание русской гравюры (дар Д.А.Ровинского), собрание японской гравюры, книг и свитков (дар С.И.Китаева), рисунки западноевропейских мастеров (коллекция А.А.Сидорова).

В настоящее время коллекция включает около 400 000 гравюр, рисунков, книг с гравюрами, прикладной графики, плакатов, экслибрисов, начиная с XV в. и до наших дней. Среди них работы А.Дюрера, Рембрандта, П.Рубенса, О.Ренуара, П.Пикассо, русских художников К.Брюллова, А.Иванова, В.Фаворского, А Дейнеки.

Основой обширной коллекции древностей стало собрание Кабинета изящных искусств, созданного при Московском университете в 1848 г. Собранная русским ученым-египтологом В.С.Голенищевым уникальная коллекция памятников древнеегипетской цивилизации была приобретена государством и передана Музею в 1909-1911 годах. В 1924 году собрание пополнилось подлинными экспонатами из Музея института классического Востока, в том числе уникальной коллекцией клинописных табличек из собрания Н.П.Лихачева. Позднее, в 1940 году, поступили крупные частные собрания профессоров А.В.Живаго и А.В.Прахова , а также памятники из археологических раскопок Урарту и Парфии, проведенных ГМИИ.

Античное собрание включает несколько тысяч подлинных памятников - сосудов, мелкой пластики, скульптуры. Многие поступили в музей в результате многолетних археолгических раскопок ГМИИ в Северном Причерноморье.

Основу нумизматической коллекции ГМИИ составляет Университетское собрание, начало формирования которого относится к концу XVIII в. Сегодня это одно из лучших собраний монет, медалей, нагрудных знаков и резных камней.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь