Жюли Дельпи (1969), французская актриса ("Страсти по Беатрис", "Странник", "Перед рассветом", "Три мушкетера")
ДЕЛЬПИ (Delpy) Жюли (р. 21. 12. 1969), французская актриса.
Прославилась еще в 17 лет в поистине ангельской роли в фильме "Страсти по Беатрис" (La Passion Beatrice) Бертрана Тавернье, но потом, по сути, больше не снималась во французских картинах. "Убийственная Зои" (Killing Zoe, 1994), действие которой происходит в Париже, все-таки является американской лентой. А фильм "Три цвета: белый" (Trois couleurs: Blue, 1993) поставлен поляком Кшиштофом Кесьлевским. Кстати, Дельпи еще до этого играла в двух картинах польских режиссеров - "Европа, Европа" (Europa, Europa, 1990) Агнешки Холланд и "Варшава" (Warszawa, 1992) Януша Киевского. Словно без особых усилий молодая актриса вписывалась в абсолютно непохожие миры испанца Карлоса Сауры ("Ночь темна", La noche oscura, 1987), немцев Фолькера Шлендорфа ("Странник"/"Хомо фабер", Voyager / Homo Faber, 1991) и Перси Адлона (его "Янгер и Янгер", Younger and Younger, снят в 1993 в США). А в ленте "Перед рассветом" (Before Sunrise, 1994) американца Ричарда Линклейтера она хоть и предстает вновь в образе современной французской девушки, все же играет как бы вненациональное юное существо, вечную платоническую возлюбленную, новую Эвридику, которую молодой техасский журналист встречает в Вене и проводит с ней романтическую ночь. Впрочем, и в голливудской модернизированной версии "Трех мушкетеров" (Three Musketeers, 1993) Дельпи, сыгравшая Констанцу, была нужна из-за своего кроткого и невинного облика.
Однако и американские кинематографисты, видимо, интуитивно чувствуют, что европейские актрисы, даже с чистым лицом младенца, как у Дельпи, неоднозначнее, загадочнее, а потому притягательнее, чем заокеанские красавицы, больше напоминающие роскошные витрины универмагов. Но ведь и раньше в американском кино импортировали настоящих женщин из Европы. Было бы проще всего сравнить Жюли Дельпи с "голубым ангелом" Марлен Дитрих. Но и в самых беззастенчивых созданиях французской актрисы ("Странник", "Три цвета: белый" и "Убийственная Зои") есть невероятная наивность и очаровательная простота, искупающие их греховные помыслы и зловредные поступки. Тавернье первым из режиссеров понял и передал в "Страстях по Беатрис" это редкостное сочетание в одной женской натуре не только робкой детскости и подспудного сластолюбия, рассказав средневековую версию инцеста между отцом и родной дочерью. Скорее всего, юная Дельпи напоминала дитя Божье из бергмановского "Девичьего источника". И в ее последующих ролях ангельская сущность характеров проявляется вопреки всему, словно "у бездны на краю", в экзистенциальной ситуации. Девушка в "Страннике" не виновата в том, что оказалась случайной, как в античных трагедиях, участницей инцеста. Капризная парижанка в картине "Три цвета: белый", не находящая во Франции взаимопонимания с мужем-поляком, внезапно проникается к нему сочувствием уже в Польше. Студентка-проститутка в "Убийственной Зои", пародийно сравниваемая в момент полового акта с вампиром Носферату из немого шедевра Мурнау - всего лишь скромная служащая из банка, у которой больше смелости и силы воли, чем у банды грабителей, а главное - больше сострадания.
Если уж искать не внешнюю, а сущностную кинематографическую аналогию образам Жюли Дельпи, то, вероятнее всего, ее можно найти в персонажах немки Диты Парло, сыгранных во французских лентах - "Аталанта" Жана Виго и "Великая иллюзия" Жана Ренуара. В ее героинях нет роковой женственности, их романтичность основана не на антиномии "ангельское - инфернальное", светлый облик подсвечен прежде всего изнутри - наперекор искусам жизни и перенесенным страданиям. Они одновременно приземлены и возвышенны, полны плотских желаний и одухотворены. Вот и Дельпи, странствующая по разным частям света, представляется земным ангелом, живущим среди людей, но не утратившим способность в последний миг воспарить над грешной действительностью. Ее экранные создания узнаваемы и легко доступны - но чем больше их знаешь, тем меньше понимаешь, пока в какое-то мгновение вообще не приходишь к выводу, что эти тонкие, беззащитные и простодушные девчушки таят в себе неразгадываемый секрет самой жизни.
|
|