История/ Древний мир/ Страницы истории/ Индия/ Военное искусство Древней Индии/ Законы Ману о войне/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
[1817] - в битве у Касабуко чилийские войска разбили испанскую армию, завоевав для Чили независимость - ЧИЛИ, Республика Чили (Republica de Chile), государство на юго-западе Юж. Америки. 756,9 тыс. км2. Население 14,3 млн. человек (1995), св. 90% чилийцы. Городское население 85% (1992). Официальный язык испанский. Большинство верующих католики. Административно-территориальное деление: 13 област подробнее..

[1541] - испанский лейтенант Педро де Вальдивия основал город Сантьяго-де-Чили - ВАЛЬДИВИЯ (Valdivia) Педро де (1500?-1554?), испанский конкистадор, участвовал в завоевании Перу и Чили, вел ожесточенную борьбу против арауканов. Письма Вальдивии императору Карлу V ценный источник по истории Чили. подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Законы Ману о войне





В южной части Индии в первой половине I тысячелетия до н. э. существовало три государства - Пандия, Чола и Чера, сведения о которых слишком скудны. Известно лишь, что им пришлось отстаивать свою независимость в борьбе с брахманами и кшатриями государств Северной Индии.

Мы не имеем достоверных данных о ходе каких-либо войн и боев индийского войска, которые показали бы характерные черты индийского военного искусства. Но у нас есть документ, обобщающий боевой опыт деспотий Северной Индии. Этим документом являются 'законы Ману', корни которых уходят в глубокую древность.

В 'законах Ману' большое внимание уделено вопросам военного искусства, и они являются одной из первых попыток теоретического обобщения древнего боевого опыта индийских деспотий.

Окончательная редакция 'законов Ману' относится к периоду I века до н. э.-V века н. э., вследствие чего весьма вероятно, что на них оказала влияние китайская и греческая военно-теоретическая мысль. Но исторические корни 'законов' все же уходят к древним руководящим документам, существовавшим в Индии.

'Законы Ману' охватывают большой круг вопросов: о войне и мире, о значении укрепленных пунктов, о моральных основах войн, об обязанностях царя, о значении правильной оценки обстановки и выбора момента начала действий, о требованиях к подготовке похода и обеспечению движения, о ведении боя и способах овладения крепостями. Все эти вопросы изложены довольно систематично.

Необходимо подчеркнуть, что 'законы Ману' отражали идеологию господствующих каст индийских деспотий. В этих 'законах' брахманы предъявляли определенные требования царю и кшатриям, которые должны были обеспечить им господство внутри деспотии и завоевания вне ее.

По 'законам Ману' войско вверялось полководцу, казна и управление государством - царю. Войско прежде всего осуществляло 'контроль' за подданными и обеспечивало подавление угнетенных и эксплуатируемых масс.

Мир и война, говорилось в законах, зависят от посла, который 'создает и ссорит союзников' (ст. 66). Здесь в примитивной форме выражена догадка о связи войны с политикой, но политика понимается только как деятельность посла.

Обязанность царя заключалась в обеспечении деспотии устройством укрепленных пунктов. (Крепость могла быть сооружена из камня и земли, а подступы к ней преграждались водой или деревьями.
Каждую крепость надо было хорошо обеспечить оружием, деньгами, зерном, транспортными животными, кормом для скота и водой. В гарнизоне крепости находились брахманы и достаточное количество воинов и ремесленников. Оборонительные сооружения увеличивали силу сопротивления воинов. 'Один стрелок, помещенный на городском валу, сопротивляется сотне (неприятелей), сотня-десяткам тысяч' (ст. 74).

Заявляя о том, что неприятель не может причинить вреда царю, который укроется в крепости, 'законы' переоценивали значение крепостей. Несмотря на несовершенство осадной техники, войска могли овладеть самыми сильными крепостями того времени. Пассивная оборона успеха не приносила.

Большой интерес в 'законах Ману' представляет изложение моральных правил ведения войны, чего мы не встречаем ни у одного военного теоретика древности. 'Законы' запрещали на войне 'убивать вероломным оружием, ни зубчатыми стрелами, ни ядовитыми, ни расколотым на конце острием. Он (царь) не должен убивать того, кто (в сражении) стоит на возвышении (если он сам находится на колеснице), ни евнуха, ни сложившего руки (в знак помилования), ни того, который (бежит) с развевающимися волосами, ни сидящего, ни того, который говорит: 'я твой'. Ни спящего, ни того, у кого нет кольчуги, ни нагого, ни безоружного, ни того, который смотрит на сражение, не принимая в нем участия, ни того, который сражается с другим (врагом). Ни того, у которого поломано оружие, ни пораженного (горем), ни тяжко раненого, ни испугавшегося, ни обратившегося в бегство; но во всех этих случаях он должен помнить долг (настоящих воинов)' (ст. 91-93). Царь должен всегда действовать без обмана и никогда не нападать вероломно (ст. 104).

Однако эти требования 'законов' не были проявлением какой-то особой человечности рабовладельцев. Они имели определенную классовую и экономическую основу - превращение захваченных пленных в рабов. Война была одним из главных источников воспроизводства рабочей силы.

В 'законах Ману' очень много внимания уделено изложению обязанностей царя. Царь должен: быть храбрым в сражении, защищать народ и подчиняться брахманам, быть всегда готовым к войне, показывать свою силу, скрывать свои секреты и подмечать слабые стороны врага (ст. 102). 'Подобно цапле он (царь) должен обдумывать свои дела; подобно льву он должен обнаруживать свою силу; подобно волку он должен брать свою добычу; подобно зайцу он должен уходить в безопасное место' (ст. 106). Но самое главное - это сохранение военной тайны. 'Тот царь, тайных планов которого не узнают другие люди... завладеет всей землей, хотя бы у него была бедная казна' (ст. 148).

Царь постоянно обязан думать о шести видах царской политики: о союзе, войне, походе, стоянке, разделении войска и приискании помощи (ст. 160). Он должен тщательно оценить обстановку и лишь после этого принимать решение о способе действий, исходя прежде всего из поведения союзников. 'Кто понимает пользу и вред (какой будет результат его действий) в будущем, кто быстро решает в настоящем и понимает последствия прошлого, тот не будет побежден врагами' (ст. 197). Быстрота решения и предвидение должны обеспечить победу.

'Законы' требовали от царя 'очень остерегаться друга, который тайно сносится, с врагом, и беглецов (из лагеря неприятеля); ибо это опаснейшие враги' (ст. 186). В то же время царь должен поощрять к мятежу тех из войска противника, кто склонен к этому, т. е., иначе говоря, рекомендовалось широко пользоваться подрывной деятельностью.

В благоприятной обстановке предписывалось вступать в сражение, но лучше было достигнуть цели переговорами, дарами, угрозами, так как неизвестно, на чьей стороне в бою окажется победа. Если же все средства будут исчерпаны и цель не будет достигнута, следует вступить в сражение, хорошо вооружившись, чтобы наверняка победить врагов. Следовательно, 'законы' не исключали боя, но считали его крайним средством и требовали тщательного обеспечения успеха.

Важное значение придавалось выбору момента начала действий. Начинать войну рекомендовалось лишь тогда, когда подданные были довольны политикой царя, когда имелось сильное и воодушевленное войско. Если не имеется достаточного количества подвижных боевых сил (слонов, боевых колесниц, всадников), то войска должны выбрать и занять выгодную позицию. Если противник сильнее, следует разделить свое войско, чтобы заставить его (противника) разбросать свои силы. Выступать в поход следует в благоприятном месяце. Перед выступлением надо обязательно учитывать состояние своего войска и возможность победы.

Закончив приготовления к войне и обеспечив базу военных действий, 'законы' рекомендуют заслать к противнику шпионов, а затем подготовить три рода дорог для движения своего войска: для пехоты, конницы, боевых колесниц и слонов. Войско для похода делилось на шесть частей для обеспечения его маневренности. Его надо было двинуть к столице противника. Следовательно, главным объектом действий 'законы' считали не войско врага, а его политический и экономический центр - столицу, что являлось следствием переоценки оборонительной силы крепостей.

Войско, говорилось в 'законах', должно двигаться 'сообразно с правилами военной тактики' (ст. 185), суть которой, заключалась в определении формы построения. 'Законы' рекомендовали в зависимости от обстановки применять различные формы построения боевого порядка ('ромб', 'клин', 'игла' и т. д.). Для построений войско делилось на шесть частей.

С какого направления ожидалась опасность, туда и двигалось войско. На флангах, впереди и в тылу имелись отряды воинов, знающие сигналы, 'искусные в отражении атаки и в нападении, неустрашимые и верные' (ст. 190). Царю рекомендовалось находиться в центре отряда, построенном 'подобно лотосу', т. е. кругом.

Ведению боя 'законы' уделяют меньше внимания, но и в этом отношении даны некоторые указания. Прежде всего, там говорится об использовании родов войск в зависимости от характера местности. 'В равнине должно сражаться на колесницах и лошадях, в покрытой водою местности - на слонах и лодках, в покрытой лесом и кустами местности - луками, в холмистой местности мечами, щитами и (другим) оружием' (ст. 192).

Царь 'должен заставить сражаться небольшое число воинов сомкнутым строем, при желании выдвинуть большое число отдельными рядами; или он должен заставить их сражаться, построив (небольшое число) в виде иглы и (большое число) в виде громовой стрелы' (ст. 191). Рослые и надежные воины должны сражаться в первых рядах.

Перед боем царю надо воодушевить свое войско, а во время боя тщательно наблюдать за воинами и 'записывать поведение их во время сражения' (ст. 194). Вопросу морального обеспечения боя 'законы' отводят значительное место.

Наконец, в 'законах Ману' излагаются краткие указания в отношении способов овладения укрепленным городом.
Прежде всего, следует обложить город со всех сторон и расположить лагерем свое войско. Затем необходимо опустошить окрестности города, уничтожить подножный корм, продовольствие, топливо и воду, разрушить валы, завалить рвы; на противника нападать неожиданно и тревожить его ночью.

По окончании войны царь должен осмотреть свои войска, "боевые колесницы, вьючных животных, оружие и амуницию.

Таково содержание важнейших военных статей 'законов Ману', которые излагают главным образом военные обязанности царя. Лишь в одном случае упоминаются военачальники, но об обязанностях их ничего не говорится.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь