История/ Новейшая история/ Страницы истории/ Соединенные Штаты Америки/ Культура и наука США в Новейшее время/ Компьютерная техника и радиоэлектроника США/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Дэвид Брюстер (1781), английский физик, изобретатель калейдоскопа - БРЮСТЕР (Brewster) Дейвид (1781-1868), шотландский физик, иностранный почетный член Петербургской АН (1830). Исследовал поляризацию света. Установил (1815) закон, названный его именем, открыл круговую поляризацию. Изобрел калейдоскоп, сконструировал линзы для маяков и усовершенствовал стереос подробнее..

Кеннет Брэна (1960), английский актер, режиссер ("Генрих V", "Отелло", "Много шума из ничего") - БРЭНА (Branagh) Кеннет (р. 10. 12. 1960), английский актер и режиссер кино, театра и ТВ. Родился в Белфасте. Окончил Королевскую академию драматического искусства. На сцене дебютировал в 1982, в кино - в 1987. Первый большой успех - экранизация (режиссер и исполнитель главной роли) шекспир подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Компьютерная техника и радиоэлектроника США





О программах разработки суперкомпьютеров.
В США достижение прогресса практически во всех областях науки и техники связывается с использованием суперкомпьютеров и высокоскоростных коммуникационных линий. В этой связи разработка перспективных ЭВМ и необходимого программного обеспечения является предметом повышенного внимания со стороны законодательной и исполнительной власти, ведущих американских фирм, а также научного сообщества.

Министерством энергетики с 1996 г. реализуется стратегическая компьютерная инициатива (Accelerated Strategic Computing Initiative-ASCI), направленная на создание к 2004 г. вычислительной системы производительностью 100 трлн. операций в секунду (TOPS) для эффективного моделирования процессов, Компьютерная техникапроисходящих в хранящихся ядерных боезарядах, и дальнейшей разработки данного оружия в условиях отсутствия натурных испытаний. В рамках ASCI в Сандийской национальной лаборатории еще в 1996 г. достигнут уровень 1 TOPS. В следующем году ожидалось появление компьютера с быстродействием 3 TOPS. Однако уже в конце окт. 1998 г. объявлено о создании суперкомпьютера мощностью 3,9 TOPS, что свидетельствует об ускорении работ в рамках ASCI. Совместно с компанией IBM разрабатывается ЭВМ производительностью 10 TOPS, работу планируется завершить к 2000 г. В фев. 1998 г. президент Клинтон объявил об очередном шаге, призванном способствовать достижению конечной цели ASCI. Речь идет о проекте Pathforward, предусматривающем создание в 2001 г. суперкомпьютера производительностью 30 TOPS. В осуществлении данного проекта принимают участие 4 крупнейшие компании США (DEC, IBM, SUN и CRAY), с которыми заключены контракты на 50 млн.долл.

Многообразие и сложность задач, требующих решения в ходе реализации ASCI, заставляют минэнергетики расширять кооперацию не только с фирмами, но и с университетской наукой. С середины 1997 г. задействована программа академического стратегического сотрудничества (Academic Strategic Alliances Program), согласно которой заключены пятилетние контракты на 20 млн.долл. каждый с 5 крупнейшими университетами страны (Califomian Institute of Technology, Stanford University, University of Chicago, University of Illinois, University of Utah) для проведения широкого спектра исследований.

Бюджетные ассигнования на ASCI в 1998 ф.г. составили 223,5 млн.долл., на 1999 ф.г. они увеличены почти на 37% и достигли 306 млн.долл.

Наряду с ASCI, имеющей целью укрепление главным образом военного потенциала США, в стране уже много лет (с 1991 г.) ведутся работы по созданию более мощных ЭВМ, прогрессивных технологий, организации компьютерных сетей и новых программных продуктов в рамках инициативы Конгресса (High Performance Computing & Communications Initiative, HPCC) по ускорению разработки высокопроизводительных ЭВМ и скоростных каналов коммуникаций для научного и промышленного применения. Результатом HPCC являются существующие федеральные программы развития вычислений, информационных технологий и линий передачи данных (Federal Computing, Information & Communications), имеющие целью оказание помощи министерствам и ведомствам в поддержке конкурентоспособности критических сфер экономики, изучении физических, химических и биологических процессов, улучшении систем здравоохранения и образования. Координация программ возложена на один из подкомитетов национального научно-технического совета, а их выполнением занимаются 12 министерств и ведомств в сотрудничестве с фирмами и академической наукой. Бюджетное финансирование данных программ в 1997 г. составило 1 млрд.долл., в 1998 г. - 1,1 млрд.долл.

Новым подтверждением стремления американцев к осуществлению прорыва в совершенствовании программно-аппаратной базы научных исследований и обеспечению своего превосходства в абсолютном большинстве наукоемких отраслей мировой экономики стала подготовка еще одной компьютерной инициативы, отражающей интересы всего научного сообщества США. Минэнергетики, Национальный научный фонд, минторг, Национальные институты здоровья и Национальное агентство по аэронавтике и освоению космического пространства планируют реализовать совместную программу НИОКР в этой области, рассчитанную на 5-летний период. Ее стоимость, по предварительным оценкам, может составить от 1 до 1,5 млрд.долл.

Цель инициативы заключается в существенном увеличении вычислительных возможностей университетских исследователей, а также ученых и инженеров различных секторов промышленности для изучения комплексных систем и получения новой продукции с помощью мощных моделирующих средств. Центральное место в программе занимает разработка сверхскоростных ЭВМ с производительностью около 50 TOPS к 2005 г. Кроме того, важным направлением работ должно стать создание уникального программного обеспечения. Использование технологий компьютерного моделирования, как ожидается, позволит значительно сократить сроки и повысить эффективность фундаментальных и прикладных исследований.

30 июля 1998 г. в Академии наук США прошло совещание более 200 представителей руководящего звена научных учреждений страны, на котором была обсуждена данная инициатива и определены роли федеральных и частных НИИ, заинтересованных в ее осуществлении. Объемы ассигнований на указанную программу еще до конца не определены, однако, учитывая положительное отношение к ней Администрации и Конгресса США, нельзя исключить, что финансирование может начаться уже с 2000 г.

Политика в области контроля за экспортом суперкомпьютеров.
Конкуренцию на мировом рынке суперкомпьютеров американцам составляют сейчас лишь несколько японских и западноевропейских компаний. По абсолютным показателям экспорта этого вида продукции США не имеют себе равных. При этом в числе главных импортеров американской продукции - ведущие западноевропейские страны, Япония и Ю.Корея (данные Главной контрольной службы конгресса).

Экспорт компьютерной техники высокотехнологической продукцией двойного назначения жестко контролируется. Американцы осуществляют согласование экспортной политики в отношении поставок суперкомпьютеров со странами, в которых еще производится эта техника - Японией, Германией и Великобританией. С японцами с 1984 г. действует двустороннее соглашение на этот счет - т.н. режим суперкомпьютеров. Американцы также координируют политику в области экспорта компьютерной техники в интересах нераспространения в рамках Вассенаарских договоренностей.

Основы действующего режима контроля за передачей суперкомпьютеров были заложены в 1996 г. Администрацией США были приняты решения, существенно ослабляющие практиковавшийся прежде сверхжесткий контроль за экспортом компьютерной техники. Сделано это было по причине технологического "скачка" в компьютерных разработках и широкого появления на мировых рынках мощной компьютерной техники неамериканского производства. Прежние налагавшиеся на экспортеров ограничения в новых условиях стали бессмысленными и только снижали конкурентоспособность американских компаний. В результате внесенных изменений во внутреннее законодательство США был поднят "потолок" технических характеристик компьютерной техники, ниже которого ее экспорт не контролировался. Компьютеры быстродействием ниже 2 тыс. MTOPS можно теперь поставлять в абсолютное большинство стран мира без лицензий. Одновременно все государства-потенциальные импортеры были разделены на четыре категории:

В первую (28 стран) были включены в основном страны Западной Европы, а также Канада, Австралия, Мексика, Новая Зеландия и Япония, для которых лицензия для экспорта суперкомпьютеров была не нужна.

Во вторую (106 стран) вошли страны АСЕАН, Лат. Америки, Центр. и Вост. Европы, для которых требовалась лицензия для экспорта компьютеров мощностью свыше 10 тыс. MTOPS. Условием передачи суперкомпьютеров в 20 тыс. MTOPS и выше являлись специальные гарантии правительства страны-получателя относительно конечного использования.

К третьей (50 стран) отнесены все государства бывшего СССР, включая Россию, Китай, а также Индия, Пакистан, Израиль и другие импортеры, вызывающие у США "озабоченность" в связи с возможным использованием ими компьютерных технологий при реализации военных программ. Поставки компьютеров мощностью до 2 тыс. MTOPS в эту группу стран можно осуществлять без лицензии. Для экспорта компьютеров быстродействием от 2 до 7 тыс. MTOPS требовалась индивидуальная лицензия в случае, если техника могла быть задействована в военных целях. Для использования экспортируемых компьютеров в гражданских программах лицензия не нужна. Экспорт техники мощностью свыше 10 тыс. MTOPS требовал предоставления правительственных гарантий страны-получателя относительно конечного использования.

Четвертую группу (Ирак, Иран, Ливия, КНДР, Куба, Судан и Сирия) составили государства, куда экспорт высокотехнологичной продукции фактически был запрещен.

В результате ослабления режима экспортного контроля объем экспорта из США быстродействующих компьютеров резко возрос. По данным Главного контрольного управления конгресса США в 1997 ф.г. было экспортировано почти в 4,5 раза больше единиц компьютерной техники, чем в предшествующем году. При этом абсолютно большая ее часть (72,1%) поставлялась в страны "категории I" Импортеры, отнесенные к "категории II", ввезли за этот период 22,3% компьютеров, страны "категории III" - 5,5% от общего количества поставок.

Однако одновременно с результатами роста американского экспорта военные круга в Пентагоне и конгрессе США "забили тревогу" по поводу опасности попадания современной американской вычислительной техники в ВПК стран, вызывающих у США "озабоченность" . В первую очередь, имелась в виду закупка компьютеров Россией и Китаем. В частности, утверждалось, что приобретенные российскими ядерными центрами компьютеры будут использоваться в целях модернизации сухопутных и морских систем СЯО. В случае с Китаем, куда суперкомпьютеры экспортировались в еще большем, чем в Россию, количестве, опасение у американцев вызывали, помимо ядерной программы, применение их в производстве современных систем обычных вооружений.

Под давлением конгресса администрация в течение 1997 г. провела тщательное расследование в связи с поставками американских суперкомпьютеров в Россию и Китай. В результате, в частности, под серьезные административные санкции попали компании, поставившие без лицензии компьютеры в российские ядерные центры. Администрацией были предприняты попытки добиться от России и Китая возвращения в США компьютерной техники с "вызывающих озабоченность объектов" под предлогом нарушений американскими экспортерами законов США.

Общим результатом этой кампании стало ужесточение конгрессом действующего законодательства, регулирующего правила экспорта суперкомпьютеров в страны "категории III" . Новый порядок, установленный в Законе об оборонном бюджете США на 1998 ф.г., предусматривал следующее: экспортеры обязаны были заранее уведомлять минторг США о своих намерениях поставить в эти страны компьютеры мощностью свыше 2 тыс. MTOPS. В свою очередь, минторг должен был согласовать вопрос об экспорте с другими заинтересованными ведомствами. Иными словами, в закамуфлированной форме вновь вводилась разрешительная процедура лицензирования данного вида поставок; производителям "суперкомпьютеров" предписывалось бессрочно хранить у себя досье по всем осуществленным поставкам в страны "категории III" и предоставлять сведения администрации по первому требованию; минторг должен проводить проверку конечного использования вывезенных "суперкомпьютеров" мощностью свыше 2 тыс. MTOPS; министр торговли обязан предоставлять в конгресс США доклад о поставках из США суперкомпьютеров в страны "категории III" и результатах проверки их конечного использования за годовой период.

По итогам 1998 г. минторг направил свой первый доклад конгрессу на эту тему. Согласно приведенной статистике, за отчетный период в страны "категории III" из США поставлены 390 суперкомпьютеров мощностью в 2 и более тыс. MTOPS (в 1997 г. было поставлено 279 ед.). Экспорт в эту группу стран, по оценкам минторга, увеличивался более высокими темпами, чем прогнозировалось. Из общего количества поставок наибольший их объем пришелся на Китай. При этом американцам удалось осуществить только 3 проверки конечного использования китайцами закупленной у них компьютерной техники. В целом, по утверждению минторга, им была проведена инспекция конечного использования 104 экспортированных из США суперкомпьютеров.

Продолжается дальнейшее ужесточение контроля за экспортом высокотехнологичных товаров, которое в конечном итоге затрагивает и Россию. Речь идет о введении минторгом дополнительных требований к экспортерам по выполнению ими действующего законодательства. Эти требования изложены в новой программе экспортного контроля, представленной на рассмотрение Конгресса в начале фев. 1999 г. (License and Enforcement Program-LEAP), которая имеет целью успокоить конгрессменов, требующих принятия жестких мер контроля.

Особенностью новой программы минторга является предложение включить в экспортную лицензию требование о том, чтобы экспортер уведомлял все стороны сделки об их ответственности за обеспечение доставки товаров в указанное в лицензии место и использование его в обусловленных целях.

Это может касаться консигнаторов, конечных получателей, перевозчиков и банков. При этом от каждой стороны сделки будет требоваться письменное подтверждение того, что они согласны на такие условия. Если же от кого-то такое подтверждение не поступит, то экспортер обязан уведомлять об этом Бюро экспортной администрации минторга, которое в свою очередь вступает в контакте "отказником" . Если же последний не отвечает, то это может привести к отзыву лицензии и принятию против получателя принудительных мер. Необходимость создания такой "цепочки отчетности" объясняется озабоченностью возможной утечкой высокотехнологичных товаров для реализации иностранных военных программ.

Объявление минторгом новой программы совпало с обнародованием ответов Белого дома на закрытый доклад о торговле с Китаем, подготовленный группой авторов под руководством конгрессмена К. Кокса. Одной из рекомендаций доклада является требование о проведении межведомственной инспекторской проверки того, насколько реальный контроль за экспортом товаров в Китай соответствует требованиям законодательства.

Минторг будет требовать от сторон сделки предоставления отчетности только после того, как об этом будет четко записано в лицензии. Еще одним условием лицензии будет требование к конечным получателям и посредникам разрешать проведение инспекций должностными лицами США "сомнительных" сделок. Соответствующие полномочия у минторга уже имеются, однако указанное требование не предусмотрено условиями лицензии. В Китае подобные проверки могут вызывать осложнения, поскольку для этого необходимо согласие правительства (впервые Китай согласился на такие проверки в июне 1998 г.). В докладе Кокса рекомендуется принять закон, предусматривающий проведение в Китае неожиданных проверок использования высокоскоростных компьютеров и отзыва лицензии в случае отказа в их проведении. Минторг также намерен интенсифицировать инспекции, однако в нем еще не пришли к единому мнению, какие сделки считать "сомнительными" . Предусматривается также проведение периодических (раз в два года) проверок грузов, отправляемых в соответствии с т.н. "общими" лицензиями, выдаваемыми для выполнения каких-либо проектов и не предусматривающими индивидуальную проверку каждого отгружаемого товара. Кроме того, с целью выявления возможных нарушений будут проводиться ежегодные проверки экспорта товаров, не требующего лицензий, в частности, компьютеров, поставляемых в страны, не несущие угрозу ядерного риска.

Реакция экспортеров на новую программу минторга - сдержанная, поскольку ее выполнение будет связано с дополнительной отчетностью, задержками, повышением их ответственности и расходов. Конгрессу удалось повернуть вспять процесс либерализации экспортного контроля, начавшийся после окончания периода холодной войны и достигший апогея в 1996 г.: в 1997 г. он ввел более жесткие ограничения на экспорт высокоскоростных компьютеров, а в 1998 г. вновь передал госдепу полномочия минторга по лицензированию запуска коммерческих спутников; в 1999 г. ожидалось принятие нового законодательства в соответствии с рекомендациями доклада Кокса.

О предложениях Администрации в отношении реформы действующего законодательства по регулированию экспорта высокоскоростных компьютеров было объявлено Президентом Б. Клинтоном 1 июля 1999 г. Основные положения новой инициативы Администрации сводятся к следующему:
- Польша, Венгрия, Чехия и Бразилия переводятся из II в I группу стран, экспорт компьютеров в которые может осуществляться практически без ограничений;
- для стран II группы (Лат. Америка, ЮВА, Ю. Корея, Словакия, Словения, Ю.Африка - всего около ста стран) "порог" лицензирования экспорта компьютеров повысится вдвое - с 10 тыс. до 20 тыс. MTOPS для всех пользователей, в последующем этот "порог" предполагается поднять до 36 тыс. MTOPS;
- для стран III группы (Индия, Пакистан, страны Спадаете Востока и Магриба, страны СНГ, Вьетнам, некоторые восточноевропейские страны - всего 50 стран) этот "порог" планируется увеличить следующим образом: с 7 тыс. до 12,3 тыс. MTOPS для гражданских и с 2 тыс. до 6 тыс. MTOPS для военных пользователей.

Согласно принятому в 1997 г. закону, предложения Администрации по данному вопросу могут вступить в силу лишь спустя шесть месяцев после их одобрения Конгрессом.

О развитии высокотехнологичных отраслей промышленности шт. Айдахо.
Традиционные для него отрасли экономики, которыми на протяжении десятилетий являлись сельское хозяйство, добыча полезных ископаемых и деревообработка, постепенно отходят на второй план, уступая место высокотехнологичным производствам, таким как изготовление компьютерных компонентов и периферии, электронного и электрооборудования, полупроводников, производство программного обеспечения. Быстрыми темпами развиваются системы электронной торговли и предоставления других услуг по Интернет. Широко внедряются биотехнологии в производство лекарств, пищевых добавок и т.п. Американские специалисты относят штат к наиболее интенсивно развивающимся в технологическом отношении на национальном уровне.

В местных деловых кругах рассчитывают, что интенсивная коммерциализация высоких технологий позволит обеспечить выходы на новые рынки, даст стабильные прибыли производителям, превратит эту сферу в одну из основных опор экономики штата. По статистике, используемой администрацией Айдахо, доля наукоемких отраслей в обрабатывающей промышленности штата является крупнейшей. В 1995-98 гг. число компаний высокотехнологичного профиля выросло почти в два раза (со 180 до 308). Численность занятых достигла 23 тыс.чел. Увеличивается удельный вес таких компаний во внешней торговле штата. Ядро составляют филиалы таких известных компаний, как Hewlett Packard, Intel, Micron Electronics, SCP Global Technologies, Zilog. Вокруг них быстро растут местные фирмы, ориентированные на обслуживание деятельности крупных производителей.

Наиболее развитое в штате производство модулей оперативной и постоянной памяти для ЭВМ несет значительные убытки из-за продолжающегося уже более трех лет снижения цен на мировом рынке на эту продукцию. Имеет место некоторый спад в области производства современных высокоэффективных медикаментов и пищевых микроэлементов. Однако в связи с тем, что имеется большое разнообразие успешно действующих компаний, специализирующихся на различных высокотехнологичных производствах, общие показатели по отрасли пока остаются положительными.

Местные предприниматели отмечают, что законодательство штата еще не в полной мере отвечает современным потребностям развития экономики на основе происходящих структурных изменений. Высказывается критика в том, что администрация недостаточно осознает необходимость создания дополнительных стимулов для развития технологичных производств. Руководители компаний добиваются понимания необходимости принятия ряда законов, позволяющих произвести реструктуризацию налогов, освобождение от налогов средств, выделяемых на НИОКР, от налогов с продаж. Предприниматели настаивают также на предоставлении со стороны властей гарантий и льгот для вновь открывающихся компаний в течение первых лет их функционирования, в том числе в том, что касается получения инвестиций.

В подготовленном департаментом торговли докладе "О развитии науки и технологии" высказываются предложения о создании в штате Совета по науке и технологии, разработке программы помощи малым и средним компаниям, предлагается рассмотреть возможность учреждения Фонда поддержки развития предприятий высокотехнологичного профиля, налаживания при крупнейшем научном учреждении штата университете г.Бойсе переподготовки и повышения квалификации специалистов.

В деловых кругах шт. Айдахо проявляют интерес к развитию сотрудничества в области коммерциализации технологий с российскими партнерами. При этом высказывается заинтересованность в приобретении технологий, развитии обмена специалистами высокой квалификации в области производства и внедрения программного обеспечения. В контексте нехватки высококвалифицированных кадров выражается готовность принять российских инженеров и техников для работы на предприятиях биотехнологического профиля.


 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь