| Сервис: |
| |
Китайский шелк
Долгое время для Запада Китай был в первую очередь родиной шелка. Даже греческое название Китая - Seres, от которого произошли наименования Китая в большинстве европейских языков, восходит к китайскому слову Сы - шелк. Ткачество и вышивание всегда считались в Китае исключительно женским занятием, этому ремеслу обучали абсолютно всех девочек, даже из самого высокого сословия.
Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. По преданию, разводить шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из шелковых нитей китайских женщин научила Си Лин, жена первого императора Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более чем за две с половиной тысячи лет до нашей эры. Как покровительнице шелководства, ей был посвящен отдельный храм. Каждую весну старшая жена императора собирала листья шелковицы и приносила их в жертву.
Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей. Их разведение требует большого внимания и кропотливого труда. Требуется соблюдать большую осторожность, так как даже шум, сквозняк или дым могут нанести им вред, а также тщательно регулировать температуру и влажность в помещении. А кормить червей можно только листьями дерева шелковицы, причем совершенно чистыми, исключительно свежими и сухими. Черви - весьма хрупкие создания, подверженные различным заболевания: целая колония может погибнуть буквально за одни сутки при недостаточно внимательном уходе. В первых числах апреля из яичек вылупляются маленькие гусеницы, а за 40 дней он достигают зрелого возраста и уже могут вить коконы. Взрослая гусеница, как правило, бывает телесного цвета, длинной в 7-8 см. и толщиной с мизинец. Эти гусеницы вьют коконы на специально приготовленных пучках соломы. Процесс длится 3-4 дня, а длина нити одного кокона составляет от 350 до 1000 метров. Шелк получается из кокона путем так называемой размотки. Кокон состоит из шелковой нити и клея, скрепляющего эту нить.
Чтобы его размягчить, кокон бросают в горячую воду. Так как нить одного кокона слишком тонка, как правило берут нити 4-18 коконов и, соединив, пропускают их через агатовое кольцо и прикрепляют к мотовилу, которое медленно вращается, и нити, проходя через кольцо, склеиваются в одну. Таким образом получается шелк-сырец. Он настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.
В основном шелководством занимаются в Южном и Центральном Китае. Натуральный шелк может быть белым или желтым. Первый производят преимущественно в провинциях Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Шаньдун и Хубэй. Такой сорт дают гусеницы "домашнего шелкопряда", которого кормят только листьями садовой шелковицы. Натуральный же желтый шелк производят в провинциях Сычуань, Хубей и Шаньдун. Для получения желтого цвета гусениц первую половину жизни кормят листьями деревьев Чжэ (оно похоже на шелковицу и растет в горах), и лишь в другую половину жизни им дают листья садовой шелковицы. Есть еще один сорт шелка - дикий шелк, его дает гусеница "дикого шелкопряда", который питается листьями разных пород дуба. Этот шелк коричневого цвета и с трудом поддается окраске.
Довольно долгую историю имеет китайская традиция художественного ткачества и красильного дела. До наших дней практически в неизменном виде дошли образцы ткацкого искусства, датирующиеся второй половиной первого тысячелетия до н. э. Это самые разные виды шелка, от тонкого газа до парчи. Многие из них расшиты орнаментом в виде мифических животных, различными геометрическими фигурами.
Расцвет китайского ткачества приходится на эпоху династии Тан. Источники того времени упоминают о 50 разновидностях орнамента на шелке: "драконы, резвящиеся среди цветов", "лотос и тростник", "водяные травы с рыбками", "пионы", "дракон и феникс", "дворцы и павильоны", "жемчужины с зернышками риса" и т.п. Многие из этих мотивов существовали уже в эпоху Хань и дошли до наших дней. В эпоху Сун появляются прекрасные тканые изображения на шелке, сделанные в стиле Кэ Сы ("гравированный шелк"). Шелковые картины составляют неотъемлемую часть культурного наследия Китая. На них нередко воспроизводились каллиграфические надписи и пейзажи знаменитых художников. В своих книгах об изящных предметах домашнего обихода Вэнь Чженьхэн утверждает, что "возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно - два таких полотна".
Качество китайских тканых изделий, в которых, как правило, использовались золотые и серебряные нити, не имеет себе равных в мире. Достаточно сказать, что частота нитей в работах китайских мастеров в 3 раза превосходит аналогичный показатель в лучших французских гобеленах, а золотое шитье в них не поблекло даже спустя 6-7 столетий.
Восхитительно китайское искусство вышивки по шелку. Сюжетами вышивок, как правило, служили популярные "хорошие" символы (рыбы, бабочки, цветы лотоса и пр.). Художественные вышивки делались, как правило, по шелку и предназначались для домашних экранов, парадных одежд, вееров, туфель, кисетов и прочих предметов личного обихода. Существовала техника двусторонней вышивки, в которой лицо и изнанка были идентичны. В Сучжоу и в наши дни существует уникальная традиция цветной вышивки, где каждая из сторон имеет отдельное изображение. Лучшими вышивальщицами Китая в последние столетия считались мастерицы из шанхайского семейства Гу:
В слишком жаркий или слишком холодный день, когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы они могут выразить свои дивные чувства в вышивке. Их искусство - поистине великое чудо света.
|
|
| |