История/ Новейшая история/ Страницы истории/ Франция/ Культура и наука Франции в Новейшее время/ Образование во Франции/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Греция - подробнее..

Царский период - Семь царей Традиция неизменно говорит о семи римских царях, всегда называя их одними и теми же именами и в одном и том же порядке: Ромул, Нума Помпилий, Тулл Гостилий, Анк Марций, Тарквиний Приск (Древний), Сервий Туллий и Тарквиний Гордый. Ромул Р подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Образование во Франции





К высшим учебным заведениям Франции относятся те учебные ведения, которые предоставляют возможность продолжить учебу окончившим средние учебные заведения и для поступления, в которые необходим диплом бакалавра. В 1998 г. на нужды высшего образовании целом было выделено 95 миллиардов франков (15,8 млрд. долл.), причем последние 25 лет сумма ассигнований выросла в 2,5 раза, что вызвано резким ростом числа студентов. В 1946 г. их было 123 тыс., в 1970 г, 850 тыс., в 1980 г. - 1,2 млн., а в 1998 г. - 2,1 млн. В системе университетского образования насчитывается около 130 тыс. преподавателей и научных работников.

Частично высшее образование во Франции получают уже в лицеях, в которых на протяжении двух лет могут обучаться получившие диплом бакалавра, но административно лицеи включены в систему среднего Образование во Францииобразования по причинам исторического и технического характера. На данном этапе обучения ведется подготовка к получению свидетельства техника высшей квалификации, которое получают более 200 тыс. учащихся. Наряду с этим еще примерно 80 тыс. учащихся готовятся к конкурсу на поступление в специализированные ВУЗы. Таким образом, высшее образование представлено как специализированными ВУЗами, доступ в которые возможен только после успешного прохождения весьма строгого конкурсного отбора, так и университетами, куда доступ открыт всем обладателям диплома бакалавра.

Высшие школы (специализированные вузы) во Франции появились в XVIII в., в период кризиса университетов, по инициативе государственных властей в целях подготовки кадров для конкурсного замещения административных должностей. Учебные заведения подобного рода создавались также по инициативе предпринимателей с тем, чтобы предприятия располагали необходимыми для их развития специалистами. В настоящее время высшие школы находятся в ведении различных министерств, и в них обучаются свыше 200 тыс. студентов. Там преподаются предметы, относящиеся ко всем областям знаний - от фундаментальных наук до искусств, от гуманитарных и инженерных дисциплин до литературы, права, управленческих специальностей. Некоторые из этих учебных заведений из числа наиболее престижных были первоначально предназначены для подготовки наиболее квалифицированных кадров в ключевых государственных структурах.

Высшие педагогические школы готовили преподавательские кадры, Политехническая школа и Сен-Сирское училище - специалистов для армии, Национальная историко-архивная школа - архивистов и хранителей национального достояния, Национальная школа управления, созданная в 1945 г., - высококвалифицированные кадры для центрального аппарата государственного управления. Сохраняя свое первоначальное назначение, большинство этих учебных заведений расширили диапазон подготовки специалистов, и их выпускники не обязаны более поступать исключительно на государственную службу. Наряду с высшими школами существуют коммерческие и управленческие школы, такие как Высшая коммерческая школа, Высшая школа экономических и коммерческих наук или Высшая школа коммерции, а также высшие национальные инженерные школы, которые привлекают все большее число абитуриентов, поскольку потребности предприятий в таких высококвалифицированных кадрах становятся все более острыми.

Подавляющее большинство студентов - около 1,5 млн., из которых 10% составляют иностранцы, преимущественно уроженцы Африки, - учатся в университетах, открытых для обладателей диплома бакалавра или приравненного к нему диплома. Поступление же в университетские технологические институты (они готовят за 2 года к получению диплома о техническом образовании университетского уровня, а число студентов в них составляет почти 110 тыс.) происходит путем отбора по документам. Студенты распределяются по изучаемым дисциплинам, следующим образом:
- литература и гуманитарные науки - 35%,
- право и анемические науки - 24%,
- естественные науки - 20%,
- медицина, фармакология и стоматология - 14%.

Остальные - это студенты университетских технологических институтов либо институтов физической культуры и спорта. Занятия организованы в три цикла: первый, двухгодичный, посвящен главным образом подготовке к получению диплома об общем университетском образовании; второй, также двухгодичный, ставит своей целью получение диплома сначала лиценциата, затем магистра; третий, доступный лишь после строгого отбора, позволяет получить диплом об углубленном высшем специальном образовании либо диплом об углубленном образовании, который позволяет продолжать обучение, чтобы добиться степеней и званий вплоть до доктора наук. Приблизительно 60% студентов, получив диплом об общем университетском образовании, доходят до второго цикла, правда, в разные сроки: 28% - в течение двух лет, 32% - в течение трех и более лет.

Организационная структура университетов оставалась на удивление стабильной с 1896 г. - момента их коренной реорганизации в период Третьей республики вплоть до принятия в 1968 г. закона Эдгара Фора, отвечавшего потребностям в реформировании, что выявилось во время студенческих волнений, и закона Савари 1984 г., согласно которому университеты получили административную, учебную и финансовую автономию. Факультеты были заменены двумя новыми структурами: с одной стороны, учебно-исследовательскими объединениями, во главе которых стоят директора, призванные обеспечивать координацию педагогической деятельности; с другой стороны, университетом, который o6ъединяет деятельность учебно-исследовательских объединений, служб общего назначения (библиотек, служб информации и ориентации, службы непрерывного обучения и т. д.), а также ведает институтами и школами, передаваемыми, при необходимости, университетам.

Последовавшие друг за другом реформы 80-х и 90-х гг. имели целью адаптировать университет к изменившимся потребностям экономики и общества, а также ко все возрастающему числу студентов и их все большей разнородности. Согласно проведенной в апреле 1997 г. реформе учебный год в университете делится на семестры, что позволяет производить переориентацию гораздо быстрее, чем прежде; расширено платное обучение; учреждено подразделение по обобщению профессионального опыта и введена практика индивидуального руководства преподавателя работой каждого студента. Теперь стоит вопрос о продолжении реформы путем дальнейшей децентрализации и профессионализации обучения. Университеты и учебные заведения, имеющие университетский статус, далеко не равноценны по значению, и их географическое распределение весьма неравномерно. В одном лишь Париже обучается почти шестая часть всех студентов страны. А если добавить университеты соседних учебных округов (академий) Версаля и Кретейя, то на Парижский округ придется уже четверть студентов. Для небольших университетов обычно характерны многообразие дисциплин и многочисленность студентов первого цикла обучения. Что касается крупных провинциальных городов, то в каждом из них обычно имеется несколько университетов, зачастую весьма специализированных, с большим числом студентов второго и третьего циклов обучения. Именно так обстоят дела в Лилле, Тулузе, Лионе, Экс-ан-Провансе, Бордо, Гренобле, Монпелье, Нанси.

Постоянный рост численности студентов и необходимость увеличивать участие территориальных коллективов в финансировании учебных заведений, в частности для того, чтобы справиться с этим наплывом, обусловили создание отделений университетов во многих средних по величине городах. По плану "Университет-2000", начатому весной 1990 г., предусматривается выделение 32 млрд. франков (5,3 млрд. долл.) на удовлетворение этих новых потребностей, причем финансирование наполовину обеспечивается государством, а другая половина приходится на территориальные коллективы. В ноябре 1997 г. премьер-министр Лионель Жоспен обнародовал план "У-3000", целью которого является удовлетворение потребностей следующего тысячелетия. Практика децентрализации стала важным рычагом регионального развития и распространения новых видов деятельности в провинциях. Реформы также содействуют демократизации высшего образования во Франции. В этом отношении они подкрепляются системой помощи в виде стипендий для материально не обеспеченных студентов и в более общем плане, организацией университетских столовых и предоставлением жилья.

Стремление придать французским университетам международное, и, прежде всего европейское, звучание ведет к расширению их административной автономии. Университеты проводят энергичную политику международных обменов и становятся престижными центрами, с которыми сотрудничают не только партнерские университеты, но и предприятия. Такая практика имеет место, например, в университетах Гренобля, Тулузы, Лилля и Ренна-Нанта, поскольку потребности предприятий в таких высококвалифицированных кадрах становятся все более острыми.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь