История/ Новейшая история/ Страницы истории/ Соединенные Штаты Америки/ Культура и наука США в Новейшее время/ Американская литература/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Коммунисты и левое движение: мы за справедливость
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Маколей Томас Бабингтон (1800-1859) - Английский историк, поэт, литературный критик, оратор, общественный и политический деятель партии вигов-либералов. Родился в Лестершире (Англия), получил гуманитарное образование. Литературную деятельность Маколей начал в 'Эдинбургском обозрении' - журнале партии виго подробнее..

Тойнби Арнольд Джозеф (1889-1975) - Английский историк, социолог и крупнейший представитель философии истории. Тойнби окончил Винчестерский колледж и Оксфордский университет. Был признанным знатоком древнего мира, профессором Лондонского университета (1919-1924) и Лондонской школы экономических наук (1925-195 подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Американская литература





Американская литератураВ последние десятилетия 19 в. Америка отвергла провинциализм, воцарившийся после Гражданской войны, и вновь открылась для влияния европейской мысли и литературы. В сфере экономики наибольшее воздействие в эти годы оказала работа "Прогресс и нищета" (1879) Г.Джорджа (1839-1897), отметившего связь между техническим прогрессом и ростом обнищания. Т.Веблен (1857-1929) соединил социологию с экономикой в своем шедевре "Теория неработающего класса" (1899), где обосновал принципиальное различие между продуктивностью "производства", изготавливающего товар, и паразитизмом "бизнеса", призванного обеспечивать прибыли для неработающего класса. Философия прагматизма, разработанная У.Джеймсом (1842-1910), с наибольшей полнотой представлена в его работах "Прагматизм" (1907) и "Смысл истины" (1909). Исходя из посылки о том, что конечным критерием истинности идеи являются ее практические результаты, он призывал от абстракций и отвлеченностей обратиться к фактам. В своем важнейшем психологическом труде "Принципы психологии" (1890) он определил разум как инструмент приспособления человеческого организма к окружению. Предложенное Джеймсом описание сознания как потока с глубинными течениями оказало большое влияние на художественную прозу 20 в. Г.Адамс (1838-1918), отпрыск знаменитой семьи, в опубликованном частным образом "Воспитании Генри Адамса" (1907) попытался сформулировать главные проблемы, стоявшие перед его современником.

Многие новейшие вопросы экономического и социального характера стали достоянием журналистики и художественной литературы. Группа журналистов, прозванных "разгребателями грязи", безжалостно разоблачала корыстолюбие и презрение к общественному благу, свойственные американскому бизнесу на рубеже веков. Кроме того, ряд писателей выразили свой протест в романах, по сути являвшихся пропагандой в форме художественной литературы.

Верой в прогресс и технические открытия проникнут утопический роман Э.Беллами (1850-1898) "Взгляд назад. 2000-1887" (1888), ярко выразивший оптимизм конца века. Романы Э.Синклера (1878-1968), в отличие от утопии Беллами, посвящены реальной борьбе пролетариата. Занявшись по заданию редакции изучением чикагских скотобоен, он написал свой первый и самый знаменитый роман "Джунгли" (1906), беспощадное обличение эксплуатации. Потрясающие разоблачения коррупции в области мясной промышленности вызвали шквал возмущения, что сыграло роль в принятии первого в истории Америки Закона о продуктах питания и лекарствах. Социально-политические взгляды Синклера нашли исчерпывающее выражение в его пропагандистских романах 1920-х годов, где раскрыто влияние капитала на религию, прессу, образование и искусство.

"Крушение мира" (1940) открывает цикл романов о Лэнни Бадде; здесь показаны этапы жизненного пути умудренного опытом собирателя произведений искусства. В поисках новых форм воплощения основных категорий человеческого опыта многие американские писатели обратились к французской литературной школе - натурализму. Жесткие крайности натурализма были смягчены в Америке традиционным оптимизмом и ханжеством, однако такие авторы, как С.Крейн, Ф.Норрис и Дж.Лондон, противопоставили "традиции благопристойности" суровую реальность жизни.

Сборник "Главные проезжие дороги" (1891), содержащий жестокие неприкрашенные картины из жизни фронтира, свидетельствует об острой наблюдательности и повествовательном даре Х.Гарленда (1860-1940). Он высоко оценил роман С.Крейна (1871-1900) "Мэгги, уличная девчонка" (1893, 1896): Крейн был писателем того типа, каким стремился, но не смог стать сам Гарленд. Мировую известность Крейну принес роман о Гражданской войне "Алый знак доблести" (1895). Крейн с удивительной проницательностью раскрыл психологию страха человека на фронте, что примечательно, поскольку автор не имел военного опыта. Герои двух его главных романов - молодые люди, в жизни которых наступает переломный момент. То, как Крейн изобразил взаимодействие между внешними факторами, влияющими на ход событий, и неосознанными внутренними побуждениями персонажей, стало образцом для следующего поколения писателей. Стихотворения Крейна, написанные свободным стихом, исполненные жестокого реализма, предвосхитили поэзию 1920-х годов.

Самый сильный, хотя и не лишенный недостатков роман Фр.Норриса (1870-1902) "Спрут" (1901) был первой книгой задуманной им трилогии "эпоса пшеницы". В нем описана борьба калифорнийских фермеров, выращивающих пшеницу, против монополизма Южно-тихоокеанской железной дороги. Второй роман, "Омут" (1903), изображает разнузданные спекуляции пшеницей на чикагском зерновом рынке. В Спруте Норрис добился эпического размаха, к которому стремился. Рассказами об Аляске времен золотой лихорадки прославился Дж.Лондон (1876-1916). В романе "Мартин Иден" (1909), основанном на автобиографическом материале, Лондон попытался рассмотреть общественные проблемы в свете биологических законов природы. Его социально-политические взгляды наиболее полно отражены в таких романах, как "Морской волк" (1904) и "Железная пята" (1901). "Герой" его самой известной повести "Зов предков" (1903) - эскимосская лайка, которая после смерти хозяина уходит жить к волкам.

Когда Норрис в 1900 прочитал рукопись романа Т.Драйзера (1871-1945) "Сестра Керри" и убедил издательство "Даблдей" его напечатать, это стало поворотным пунктом в истории американской литературы. До 1912 роман "Сестра Керри", подробнейшее повествование о деревенской девушке, попавшей в сети большого города с его блеском и нищетой, не пользовался особой известностью, но в конечном итоге Драйзер оказал на литературу начала 20 в. более глубокое воздействие, чем любой другой романист. Среди выдающихся писателей-современников Драйзер меньше всех заботился о стиле и форме. Источник трагедии в его книгах - конфликт между стремлением человека к самоутверждению и законами и условностями общества, которое обуздывает его инстинкты. В этой борьбе побеждают сильнейшие, а самые слабые терпят крах. Портреты "грешниц" в "Сестре Керри" и "Дженни Герхардт" потрясли читателей правдивостью и пробудили сострадание. Фрэнк Каупервуд, герой "трилогии желания", состоящей из романов "Финансист" (1912), "Титан" (1914) и "Стоик" (1947), - олицетворение жизненного успеха в понимании Драйзера. В "Американской трагедии" (1925), быть может, самом известном его романе, он по-иному подходит к решению социально-биологической проблемы. Построенный на реальном событии - убийстве юношей беременной подружки, роман представляет протагониста как жертву общества, которое соблазнило его обещанием шикарной жизни, но не наделило моральной силой.

Принадлежавшая к нью-йоркской аристократии Эдит Уортон (1862-1937) в романах "Обитель радости" (1905), "Век наивности" (1920) и четырех повестях, составивших сборник "Старый Нью-Йорк" (1924), раскрыла слабые стороны старого общественного уклада, с его ограниченной культурой и жесткими нормами поведения. Местом действия самого известного своего произведения, повести "Итан Фром" (1911), она выбрала унылую Новую Англию, с иронией и убедительностью поведав историю подавленной любви. В то время как Эдит Уортон скорбела о том, что нью-йоркское общество скатывается к варварству, Эдит Глазго (1874-1945) с глубоким сочувствием изображала в своих романах упадок аристократической культуры Виргинии и развал сельского жизненного уклада. Героини романов Уиллы Кэсер (1873-1947) - художница в "Песне жаворонка" (1915) и жительница прерий, девочка из семьи иммигрантов-чехов ("Моя Антония", 1918) - действуют по наитию, как подсказывает им их природа. Мир этих живых и наивных натур - мир пионеров, а не развращенного общества. В романе "Смерть приходит за архиепископом" (1927) показана сила духа, которую воспитывают в человеке земля и широкие горизонты.

С.Льюис (1885-1951) был самым язвительным бытописателем американской провинции. Избрав родной городок мишенью своей талантливой сатиры в романе "Главная улица" (1920), он стал беспощадным критиком среднего класса Америки. Со смесью презрения и сочувствия выписан портрет героя его романа "Бэббит" (1922), чье имя стало нарицательным, а образ - впечатляющим олицетворением "маленького человека", боготворящего успех и бездуховное промышленное общество. "Эрроусмит" (1925) - история молодого врача, который мучительно выбирает между духовными и материальными ценностями; "Элмер Гентри" (1927) - безжалостная сатира на евангелиста со Среднего Запада. Льюис искал чистоту американского идеала, но повсюду видел лишь грязь и преклонение перед деньгами. В 1930 он первым из американцев стал лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Самым известным поэтом переходного века был Э.А.Робинсон (1869-1935). Подобно Льюису, Робинсон нашел квинтэссенцию человеческого опыта в родном городке, выведенном в его поэзии под названием Тильбюри-Таун. Прославившее Робинсона умение уместить в рамки стихотворения сжатую драматичную историю человеческой жизни впервые предстало в сборнике "Дети ночи" (1896-1897).

Во втором десятилетии 20 в. Америка пережила литературную революцию, которая перечеркнула идеи, формы и установки 19 в. То, что назвали потом "вторым расцветом" (первым был период романтизма) американской литературы, началось в годы Первой мировой войны. Поэты начала 20 в. провозгласили "революцию слова", выступив против приемов, целей и тем традиционной поэзии. Столицей этой революции был Чикаго, где Гарриет Монро основала в 1912 журнал поэзии "Поэтри". Конкурирующее издание, журнал Маргарет Андерсон "Литтл ривью", из Чикаго и Нью-Йорка переместился в Европу. В числе авторов первого журнала были Сэндберг, Мастерс и Линдсей, второго - Т.С.Элиот и Э.Паунд.

В.Линдсей (1879-1931) в сборнике "Конго и другие стихи" (1914), опираясь на размеренные ударные ритмы, передал шорох прерии под ветром, грохот и лязг большого города, эхо полузабытого африканского леса. Стремясь разработать новую форму самобытного американского стиха, он использовал элементы фольклора и джаза. Плодовитый литератор Э.Л.Мастерс (1869-1950) вошел в историю американской литературы сборником стихотворных эпитафий "Антология Спун-Ривер" (1912), на страницах которого похороненные на местном кладбище рассказывают, какова была их настоящая жизнь. Из их автоэпитафий, написанных угловатым свободным стихом, возникает жестокая в своей откровенности панорама горьких несостоявшихся судеб обитателей унылого городка. Восприняв народное наследие, К.Сэндберг (1878-1967) успешно взял на себя роль певца Америки, что до него удалось одному Уитмену. Презрение социалиста к "изящной" поэзии он с предельной резкостью выразил в "Чикагских стихах" (1916), лишенных размера и поэтической формы, четкого ритма и тонкой образности. "Лущильщики кукурузы" (1918) свидетельствуют о том, что в мировоззрении Сэндберга радикализм уступил место линкольновской иррациональной вере в народ и землю. Окончательное кредо поэта заявлено в сборнике "Народ - да" (1936).

Первый со времен Лонгфелло и Уитмена американский поэт, завоевавший широкого читателя, Р.Фрост (1874-1963) держался традиций, но и не отказывался от эксперимента. Поэзия, считал он, начинается с живого голоса, и многие его стихотворения опираются на то, что он называл "фразовыми интонациями", заимствованными непосредственно из разговорной речи. В поисках духовных истин Фрост обратился к земле и тем, кто ее возделывает. Сначала его воспринимали лишь как певца природы: его стихи были обманчиво просты. Фрост отправился в Англию, где его сборники "Воля мальчика" (1913) и "К северу от Бостона" (1914) нашли благодарного читателя. Возвратившись на родину в 1915, он поселился в Новой Англии. В его поэзии простые и незначительные жизненные переживания, затрагивающие природу и человека, предстают как символы истины.

Из поэтов-экспатриантов самым влиятельным был Э.Паунд (1885-1972), чьи критические теории в сильнейшей степени воздействовали на развитие современной английской и американской поэзии. Паунд не только создал свыше ста "Песен" и "Хью Селвина Моберли" (1920), отдельные фрагменты которых относятся к самым значительным поэтическим явлениям современной эпохи, но еще и помог советом и поддержкой целому поколению поэтов и романистов и дал эстетическое обоснование своему новому поэтическому стилю. В 1908 Паунд приехал в Лондон и вскоре вместе с английским поэтом Т.Э.Хьюмом основал школу "имажизма". Он требовал предельной ясности каждого "чистого" образа и метафоры и обращения к свежему, по возможности разговорному языку. Паунд привлек в свою группу поэтов X.Д. (Хильду Дулитл), У.К.Уильямса и Марианну Мур. Затем он уехал в Париж, а оттуда в Италию, где остался надолго. В 1917 он выпустил первую часть "Песен", эпической поэтической сюиты, печатавшейся фрагментами (к 1959 их насчитывалось 109) на протяжении его творческой биографии. Самое значительное произведение Паунда - сатира в стихах "Хью Селвин Моберли", где он, отворачиваясь от вульгарной действительности, утверждает свою преданность чистому искусству. В Италии Паунд стал сторонником Муссолини и поддержал фашизм. После войны американский суд признал его невменяемым, и 1946-1958 он провел в лечебнице для душевнобольных.

Т.С.Элиот (1888-1965), выдающийся "ученик" Паунда и глава нового поэтического движения, родился в Сент-Луисе. Он буквально ворвался в литературу, выпустив в Англии тонкую книжку стихов "Пруфрок и другие наблюдения" (1917). После выхода сборника "Священный лес: Опыты о поэзии и критике" (1920) Элиот стал законодателем и арбитром хорошего вкуса в обеих этих областях. В 1948 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. "Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока" - исполненный иронии драматический монолог, в котором Элиот апробировал поэтические новшества, получившие более глубокую разработку в его последующих сочинениях, - синтез поэтических форм, косвенные отсылки и сквозная символика. Стихотворение может быть прочитано на двух уровнях: как этюд об импотенции молодого человека и как иллюстрация упадка культуры, который Элиот наблюдал в высшем и среднем классах. Скрытый смысл последнего феномена - бесплодие современной жизни - Элиот исследовал в "Бесплодной земле" (1922), самой значительной поэме в современной литературе. Поэма построена на поэтических фрагментах и отголосках художественного наследия прошлого (легенды о Святом Граале, индийская религиозная поэзия, Библия, Данте, драматургия елизаветинцев, стихотворения Ш.Бодлера).

Для создания поэтической панорамы бездуховного времени Элиот использовал архитектонику и символику мифов плодородия, к которым восходят языческие корни христианской легенды о Святом Граале. "Пепельная среда" (1930) знаменует отход Элиота от современности с ее проблемами к теме христианства как воплощения общечеловеческих ценностей. Его обращение к теологическому материалу не удивляет: поиски упорядоченности, формы и дисциплины творчества привели его к классицизму в литературе и англо-католицизму в религии. "Четыре квартета" (1943) - самое значительное явление англоязычной метафизической поэзии после 17 в. Свой шедевр, драму в стихах "Убийство в соборе" о духовном кризисе святого мученика Томаса Бекета, Элиот создал в 1935. За ней последовали стихотворные пьесы "Прием с коктейлями" (1949), "Доверенное лицо" (1953) и "Пожилой государственный деятель" (1958).

Главное сочинение Х.Крейна (1899-1932), поэма "Мост" (1930), было задумано как "систематизированная панорама" Америки, в которой за биением современной жизни ощутимо великое прошлое. Это поэтическая симфония о Божьей милости к исполненной упований стране, которую символизируют возносящиеся ввысь быки и дугообразные тросы моста. В поэзии У.Стивенса (1879-1955) чаще других возникает тема противопоставления "сырой" действительности тому, во что ее способно преобразить творческое воображение. В "Мужчине с синей гитарой" (1937) он обращается к картине П.Пикассо, чтобы раскрыть свой тезис: искусство даже в тех случаях, когда оно казалось бы искажает действительность, на самом деле способствует ее лучшему постижению. Стивенс приобрел известность после выхода сборника "Фисгармония" (1923). Он в совершенстве владел белым стихом, был мастером нестандартных размеров. Для него характерны щедрая рассудочная образность, блистательная метафоричность и стилизация поэтической речи. Р.Джефферсу (1887-1962) принадлежит много сборников стихотворений, однако наибольшей известностью пользуется его вольное переложение трагедии Еврипида "Медея" (1946). Самый последовательный пессимист и отрицатель в новой американской литературе, Джефферс не удовлетворился научной теорией мироздания, в которой человеку отведена весьма скромная роль, и, решительно отринув человеческие проблемы, сделал ставку на жестокость бесстрастной природы.

Эдна Сент-Винсент Миллэй (1892-1950) была одним из лучших лирических поэтов своего времени. Она прославилась стихотворением "Возрождение", наивная свежесть которого, как и поэтическая смелость, позднее обретенная ею за годы богемной жизни в Гринич-вилледж, нашли отклик у ее поколения, поскольку отразили его новонайденную свободу и независимость. В сборниках Ст.В.Бене (1898-1943) "Пятеро и Помпей "(1915) и "Баллада о Уильяме Сикаморе" (1923) проявился его интерес к литературной балладе и американскому фольклору. Поэтическим свершением зрелых лет Бене стал роман в стихах "Тело Джона Брауна" (1928), самая популярная поэма 1930-х годов. Его перу принадлежит также немало новелл, в т.ч. классическая "Дьявол и Дэниел Уэбстер" (1937).

Доминирующие новые веяния в поэзии этого периода сказались на творчестве А.Маклиша (1892-1982) в сборниках "Горшок земли" (1925) и "Америка - это обещания" (1939). Его лучшие стихи символистичны, когда же он обращается к социальной тематике, то его поэзия нередко становится ходульной. Долгая творческая биография Маклиша представлена томом "Собрание стихотворений, включая новые, 1917-1976" (1976). Э.Э.Каммингс (1894-1962) технически был много оригинальней. Стихи его многочисленных сборников отличаются эксцентричным графическим рисунком и необычными словосочетаниями. Каммингс считал, что стихотворение - это вспышка вдохновения, ломающая правила синтаксиса. К.Эйкен (1889-1973) тоже был экспериментатором, но другого плана: он убаюкивал читателя мелодией стиха, погружая его в сказочный мир фрейдистских фантазий. Остроумная ироничная поэзия Марианны Мур (1887-1972) отмечена строгой дисциплиной размеров, вниманием к мелочам и точностью в выборе слова.

В.В.Брукс в книге "Совершеннолетие Америки" (1915) сказал о необходимости критики, способной осмыслить проблемы литературной жизни современной Америки. Мысли, сформулированные Т.С.Элиотом в "Священном лесе" (1920), положили начало аналитическому подходу и "пристальному чтению" текста в работах т.н. "новых критиков" - Р.П.Блэкмура, К.Брукса, К.Берка и др. В сборнике "О поэтах и поэзии" (1957) Элиот осудил метод "пристального чтения", однако продолжал настаивать на изучении поэтического произведения вне социально-исторического контекста. В творчестве выдающихся критиков М.Каули и Э.Уилсона слились несколько традиций. Их самые значительные работы - "Возвращение изгнанника" (1934) Каули, содержащее анализ литературы "потерянного поколения" (определение Гертруды Стайн) 1920-х годов, сочинения Уилсона "Замок Акселя" (1931), глубокое исследование воздействия французского символизма на современную литературу, и "К Финляндскому вокзалу" (1940) - о социалистических идеях и революционерах. В числе других видных критиков - Л.Триллинг, А.Кейзин и С.Э.Хаймен.

Большинство романистов, дебютировавших в 1920-е годы, родились в последнем десятилетии 19 в. После Первой мировой войны они охотно причислили себя к "потерянному поколению". Полные разочарования и горечи, эти молодые писатели обрушились на самодовольную Америку; многие из них питали к американскому провинциализму такое отвращение, что перебрались в Европу.

1920-е годы были временем экспериментов, поиска новых ценностей и смысла жизни. Драйзер перестал оказывать влияние на американских писателей, уступив место Гертруде Стайн (1874-1946). Ее парижский салон стал центром американских литераторов-экспатриантов, а ее книги "Три жизни" (1909) и "Становление американцев" (1925), хотя и озадачили молодых писателей нарочитым отказом от принятых канонов повествования, тем не менее дали им новый творческий импульс. Одним из ранних учеников Гертруды Стайн был Ш.Андерсон (1876-1941). Он разделял ее интерес к подсознанию, но смягчил приемы ее письма. "Гротескные люди" его книги "Уайнсбург, Огайо" (1919) - обыкновенные жители небольшого городка; автор освобождает их от социальных табу и дает возможность поведать о своих разбитых судьбах в идущих от сердца словах. По такому же принципу написаны рассказы сборников Андерсона "Торжество яйца" (1921), "Кони и люди" (1923) и "Смерть в лесу" (1933).

Типы и атмосферу "века джаза" описал, а возможно, отчасти и создал Ф.С.Фицджеральд (1896-1940) в романах "По эту сторону рая" (1920), "Прекрасные, но обреченные" (1922) и в большинстве из 160 написанных им рассказов. "Великий Гэтсби" (1925) позволяет увидеть в нем нечто большее, чем всего лишь летописца "потерянного поколения". В творчестве Д.Дос Пассоса (1896-1970) открыто заявило о себе восстание молодежи против основных установлений американского общества. Эксперименты Дос Пассоса с языком и структурой прозы дали блестящие результаты в трилогии США, состоящей из романов "42 параллель" (1930), "1919" (1932) и "Большие деньги" (1936). Обширное повествование, воссоздающее хаотичное мельтешение жизни начала 20 в., время от времени перебивается вставками о деятелях и событиях описываемой эпохи. Герои романов Т.Вулфа (1900-1938) "Взгляни на дом свой, ангел" (1929), "О времени и о реке" (1935), "Паутина и скала" (1939) и "Домой возврата нет" (1940) - портреты автора в юности. Стремление Вулфа вырваться из "паутины" опыта, окружения и наследственности не может не импонировать молодым читателям, а его мучительные усилия восстановить прошлое в полном объеме передают страницы, исполненные как пронзительной красоты, так и ходульного пафоса.

Ведущим автором "потерянного поколения" и, вероятно, самым известным писателем своего времени был Э.Хемингуэй (1899-1961). Искалеченный войной журналист Джейк Барнс, герой романа "И восходит солнце" (1926), воплощает веру писателя в то, что самое важное для человека - достоинство и мужество перед лицом рока. Стиль Хемингуэя повлиял на литературу сильнее и породил больше подражателей, чем стиль любого другого писателя современности. Он разработал простую и свежую манеру письма - сдержанную, экономную, объективную, приближенную к разговорной речи. В 1954 он стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. Первые книги Хемингуэя "Три рассказа и десять стихотворений" (1923) и "В наше время" (1924) несут следы тематического и стилевого влияния Гертруды Стайн и Андерсона, но его первый оригинальный роман И восходит солнце получил мгновенное признание, как и второй, не менее мрачный - "Прощай, оружие!" (1929). В третьем, "Иметь и не иметь" (1937), он впервые обратился к социальным проблемам - интерес к ним чуть позже привел его в Испанию, где бушевала гражданская война. В результате появился его самый длинный роман "По ком звонит колокол" (1940) - о трех последних днях жизни американского добровольца, гибнущего за Республику. Последним художественным произведением Хемингуэя стала повесть "Старик и море" (1952). Мастерство Хемингуэя одинаково совершенно и в романах, и в рассказах, из которых Убийцы, Снега Килиманджаро и Недолгое счастье Фрэнсиса Макомбера вошли в классику жанра.

Многие критики считают У.Фолкнера (1897-1962) величайшим писателем Америки первой половины 20 в. Создав вымышленный округ Йокнапатофа на севере Миссисипи, он в своих романах и рассказах так же прославил нищий Юг, как Готорн - Новую Англию. Фолкнер был в высшей степени искусным и самобытным мастером-новатором. Его сложный, богатый, пластичный стиль и виртуозное владение техникой "потока сознания" не имеют аналога в американской литературе. В 1949 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. Фолкнеровскую "сагу о Юге" открывает роман "Сарторис" (1929), в котором персонажи, действующие на протяжении всего цикла, представлены во всей сложности их отношений. На первом плане - Сарторисы, Компсоны и Сатпены, аристократические семейства эпохи до Гражданской войны, теперь же выродившиеся, пришедшие в упадок, подмятые и ограбленные умными, хищными и коварными членами клана Сноупсов. На втором плане - терпеливые забитые чернокожие, само олицетворение униженности. Действие разворачивается в условиях традиционного жизненного уклада, что позволяет автору выделить и подчеркнуть современные проблемы - утрату человеком чувства общности, его отчуждение и одиночество.

"Шум и ярость" (1929) - шедевр Фолкнера и один из крупнейших романов 20 в. Из соединения "потоков сознания" трех персонажей и повествования от третьего лица постепенно вырисовывается картина вырождения некогда богатой и видной семьи Компсонов. "Свет в августе" (1932) - книга менее сложная, опирающаяся на тщательно отобранные, хотя и завуалированные христианские символы. "Когда я умирала" (1930) - гротескный микроэпос на макабрический сюжет. Роман "Авессалом, Авессалом!" (1936) часто относят наряду с "Шумом и яростью" к величайшим свершениям Фолкнера; здесь описано возвышение и падение семьи Сатпенов, которую преследует злой рок. "Деревушка" (1940) открывает трилогию о Сноупсах, в которую входят "Город" (1957) и "Особняк" (1959).

Мировой экономический кризис 1929-1933 вызвал "полевение" многих писателей. Возмущение же советско-германскими договорами 1939 и выход из экономического кризиса с началом Второй мировой войны положили конец движению пролетарской литературы. Первым автором, выступившим в поддержку коммунизма, был Л.Стеффенс (1866-1936); в книге "Позор городов" (1904) он потребовал гражданских реформ, а в "Автобиографии" (1931) заявил, что увидел в России "жизнеспособное" будущее. Чернокожий писатель Р.Райт (1908-1960) в четырех повестях сборника "Дети дяди Тома" (1938) опроверг общепризнанную философию непротивления. Идеалы коллективизма разделяли три видных поэта - Х.Грегори, М.Рукейзер и К.Фиринг, изобретатель энергичной "антипоэзии" сленга и лозунга.

Дж.Т.Фаррелл (1904-1979) рассматривал социальные проблемы с точки зрения фрейдистской психологии. Он исследовал свое поколение в проникнутой ощущением неблагополучия трилогии романов о Стадсе Лонигэне (1932-1935), истории развращения чикагского юноши под воздействием окружающей действительности. Э.Колдуэлл (1903-1987) заявил о себе романом "Табачная дорога" (1933); в "Боговой делянке" (1933) описания тяжелой жизни фермеров в глухих уголках Джорджии сочетаются со смелым изображением сексуальных отношений. Отчаяние 1930-х годов нашло обобщенное выражение в "Гроздьях гнева" (1939) Д.Стейнбека (1902-1968). Это повествование о массовом переселении в Калифорнию согнанных с земли фермеров остается самой известной и значительной книгой Стейнбека. Своей литературной славой он обязан также роману "Тортилья-Флэт" (1935) и печальной повести о дружбе двух странствующих сельскохозяйственных рабочих "О мышах и людях" (1937). В 1962 Стейнбеку была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Вторая мировая война дала несколько выдающихся романов о военной жизни, в т.ч. романы "Обнаженные и мертвые" (1948) Н.Мейлера и "Отныне и вовек" (1951) Дж.Джонса. В "Поправке-22" (1961) Дж.Хеллера страстные обличения органично сочетаются с изображением неотразимо смешных нелепостей казарменного быта.

Кэтрин Энн Портер (1890-1980), завоевавшая репутацию одного из ведущих мастеров малого жанра ("Полуденное вино", 1937; "Белый конь, белый всадник", 1939), в 1969 опубликовала свой единственный полномасштабный роман "Корабль дураков".

"Южное возрождение", у истоков которого стояли Э.Глазго, Т.Вулф и У.Фолкнер, продолжалось и после войны. Романист, поэт и критик Р.П.Уоррен исследовал психологию рвущегося к власти южанина в романе "Вся королевская рать" (1946) и создал три сильных романа о Кентукки - "Ночные всадники" (1939), "У райских врат" (1943) и "Пещера" (1959). Мастерством и проникновенностью отмечены романы Карсон Маккаллерс (1917-1967) "Сердце - одинокий охотник" (1940), "Отражения в золотом зрачке" (1941), "Часы без стрелок" (1961). Романы "Мудрая кровь" (1952) и "Царство небесное силою берется" (1960) и рассказы Фланнери О ' Коннор (1925-1964) - мрачные и зачастую гротескные исследования жизни на Юге. У.Перси в книгах "Любитель кино" (1961), "Любовь на развалинах" (1971) и "Ланселот" (1977) воссоздает атмосферу пригородных "зеленых зон". Среди известных произведений Т.Капоте лучшее - "Другие голоса, другие комнаты" (1948). В 1966 он опубликовал Хладнокровно, леденящую душу историю убийства, которую критика назвала "документальным романом": автор соединил здесь факты с собственной их интерпретацией. Эта новая, судя по всему, разновидность жанра получила мгновенное распространение; успешнее всего в ней выступил Н. Мейлер в романах "Армии ночи" (1968) и "Песнь палача" (1979).

Современные авторы часто обращаются к жизни интеллигенции в городской и университетской среде, как, например, С.Беллоу в романе "Приключения Оджи Марча" (1953) или Ф.Рот в рассказах сборника "Прощай, Коламбус" (1959). Каждый из этих писателей создал в 1960-1980-е годы значительные романы - "Герцог" (1964), "Планета мистера Саммлера" (1970) и "Дар Гумбольдта" (1975) Беллоу, награжденного в 1976 Нобелевской премией по литературе; "Болезнь Портного" (1969) и "Освобожденный Цукерман" (1981) Рота. Наряду с такими авторами, как Б.Д.Фридман, Г.Голд, Гортензия Кэлишер и Б.Маламуд (1914-1986), они образуют яркую "школу" бытописателей еврейского среднего класса. Известные романы последнего - "Мастеровой" (1966), "Образы Фидельмана" (1969), "Жильцы" (1971), "Жизни Дьюбина" (1979).

"Над пропастью во ржи" (1951) Дж.Д.Сэлинджера, создавшего тип "городского Гека Финна", - модель новейшего романа, блистательное глубокое исследование ограниченной области жизненного опыта. Рассказы о семействе Глассов тоже свидетельствуют о тонком восприятии Сэлинджером оттенков разговорного языка. Романы Д.Апдайка "Кролик, беги" (1960), "Кентавр" (1963), "Ферма" (1965), "Бех: Книга" (1970), "Удача" (1971) и "С" (1988) - образцы отточенного искусного стиля. Д.Чивер выказал примечательное мастерство психолога в романах "Семейная хроника Хопшотов" (1957), "Буллет-Парк" (1969) и "Фальконер" (1977). У.Стайрон в "Признаниях Ната Тёрнера" (1967) увидел восстание виргинских рабов 1831 глазами его вождя, а в романе "Выбор Софи" (1979) исследовал трагическую моральную дилемму.

Жестоким и грубым аспектам жизни посвящены такие романы, как "Человек с золотой рукой" (1949) и "Прогулка по джунглям" (1956) Н.Олгрена (1909-1981) или "Голый завтрак" (1959) и "Нова-экспресс" ( 1964) У.Берроуза. Тема насилия в Америке пронизывает творчество Джойс Кэрол Оутс, которой принадлежат романы "Сад радостей земных" (1967), "Они" (1969), "Чайльдуолд" (1976), "Бельфлёр" (1980) и др. Полной противоположностью их творчеству выступает интеллектуальная аналитическая проза В.Набокова (1899-1977) и Мэри Маккарти. Многоплановые романы Набокова "Лолита" (1955), "Бледное пламя" (1962), "Ада" (1969) и "Посмотрите на арлекинов" (1974) отличаются причудливой игрой слов. Самый известный роман Маккарти - сатира на американское общество 1930-х годов "Группа" (1963).

Проза ряда авторов представляет собой эксцентричную смесь сатиры, "черного" юмора и фантастики. К их числу относятся Дж.Парди, Д.Бартелм, Т.Пинчон ("V", 1963; "Радуга тяготения", 1973) и Курт Воннегут - рассказы "Добро пожаловать в обезьяний вольер" (1968), романы "Бойня ?5" (1969) и "Балаган" (1976). В другом ключе - сдержанного реализма - выдержаны блестящие рассказы и романы Р.Карвера. Среди отмеченных критикой прозаиков 1970-1980-х годов - Р.Моррис, Э.Л.Доктороу, Г.Годвин, Э.Лури, Том Вулф, Тони Моррисон, Энн Тайлер, Джоан Дидион, Д.Ирвинг, Элис Уокер и Энн Битти.

Послевоенная поэзия далеко не столь значительна, как поэзия межвоенных десятилетий, однако и она дала несколько крупных имен. Мастерство поэтической речи и строгую метафизическую манеру Р.Лоуэлла (1917-1977) представляют его лучшие сборники "Замок лорда Уири" (1946), "Этюды из жизни" (1959), "Павшим за Союз" (1964) и "Записные книжки 1967-68" (1969). К.Шапиро известность принесли стихи, написанные в армии и включенные в сборник "Письмо о победе и другие стихотворения" (1944). Он разрабатывает преимущественно традиционные формы, но обращается к "непоэтической" лексике - "Избранные стихотворения" (1968), "Книжная лавка для взрослых" (1976). "Собрание стихотворений, включая новые" (1988) содержит образцы строгой отшлифованной лирики Р.Уилбера. Проницательные нравственные суждения Элизабет Бишоп (1911-1979) сформулированы средствами кропотливой словесной живописи, как показывают ее "Полное собрание стихотворений" (1969) и "География III" (1976). Стихи Дж. Дикки отличаются большим напором и красочностью, особенно в сборниках "Выбивающие глаза, кровь, победа, безумие, голова коня и пощада" (1970) и "Зодиак" (1976). Остроумие, эпиграмматичность и изысканность свойственны поэзии Г.Немерова. У.К.Уильямс (1883-1963), автор известной широкомасштабной поэмы "Патерсон" (1946-1958), в 1963 был удостоен Пулитцеровской премии за сборник "Из Брейгеля" (1962). К.Рексрот (1905-1982), самый, возможно, тонкий поэт поколения "битников" 1950-х годов, знаменит книгой "100 стихотворений в переводе с китайского" (1956).

Стремление обновить поэзию путем экспериментов в области синтаксиса и композиции стиха связано со многими именами, среди которых Р.Крили, Ч.Олсон и Дениза Левертов. Поэты "исповедального" плана - Энн Секстон, Т.Рётке, Сильвия Плат и Д.Берримен. В числе поэтов, выдвинувшихся на авансцену в 1970-1980-х годах, выделяются Д.Эшбери ("Автопортрет в выпуклом зеркале", 1975), Э.Хехт ("Миллионы чужих теней", 1977; "Венецианская вечерня", 1979), Г.Мосс ("Заметки из замка", 1980; "Правила сна", 1984), Дж.Меррилл и Д.Джастис. Из других современных поэтов следует отметить А.Р.Эммонса, Р.Джаррелла, У.С.Мервина, Мей Свенсон, А.Гинсберга, Л.Ферлингетти, Р.Данкена, Эдриену Рич, Г.Киннела, Фр. О ' Хару, Р.Блая, Дж. Райта, А.Дьюгена, Ст.Кьюница и Д.Холлендера.


 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь