История/ Новейшая история/ Страницы истории/ Россия/ Культура и наука России в Новейшее время/ Государственный Русский музей/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Загадка Олимпийского прыжка - Древние народы оставили после себя много загадочного, в том числе и в строительстве, спорте, изобразительном искусстве. Многочисленные древние письменные и графические источники, архитектурные и другие натурно-материальные сооружения дают возможность почерпнуть сведения о многогранно загадоч подробнее..

Вимана - древний летательный аппарат - Санскритские тексты полны упоминаний о том, как боги сражались в небе, используя виманы, снабжённые оружием таким же смертоносным, как и употребляемое в наши более просвещённые времена. Например, вот отрывок из Рамаяны, в котором читаем: "Машина Пуспака, которая напоминает солнце и принадлежи подробнее..

Внимание! Наше предложение: посещение Русского музея с экскурсоводом в нашей компании.
Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Государственный Русский музей





Государственный Русский музейДворцы, как и люди, имеют дни рождения.
17 апреля 1819 года считается днем рождения Михайловского дворца. Исторический день. Представители русской элиты закладывали камни в фундамент нового дворца. Обладай кто-нибудь из участников торжественной церемонии сказоч-ным воображением, и ему бы не догадаться, что в тот день великие петербуржцы дали начало одному из крупнейших музеев планеты. Какие люди! Благороднейший из российских императоров Александр I, определявший будущий дворец для своего младшего брата великого князя Михаила Павловича. Гениальный автор проекта Карл Росси. Доброго слова достойны и работники, что помогали установить в основание фундамента каменный ковчег с серебряными монетами и серебряную доску с памятной надписью.

Ускорившиеся процессы развития российской государственности и культуры в прошлом веке привели в России к пробуждению национального самосознания. Нация жаждала приобщения к трудному делу самопознания, реализуемого духовной элитой государства. В XIX веке это явление приобретало массовый характер. Медленно и постепенно в обществе созревала мысль о необходимости создания государственного музея национального искусства.

Зал русской живописи открыли в Эрмитаже в самом начале XIX века. На протяжении бурного века он пополнялся первоклассными произведениями. Но и к 90-м годам XIX века весьма неполным оставалось эрмитажное собрание. Понятно почему. Один зал не давал достаточного представления об истории и о современном этапе развития отечественного изобразительного искусства. Об их взаимосвязанности.

Поэтому 13 (25) апреля 1895 года был издан Именной высочайший указ Об учреждении особого установления под названием "Русский музей императора Александра III". Сказано в указе "о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом". Так в конце века истинная драгоценность русской архитектуры стала домом для не менее дорогостоящих произведений отечественного изобразительного искусства.

Первоначальное положение о Русском музее предусматривало наличие в нем трех отделов! Первый посвящался памяти Александра III. Второй назывался "этнографическим и художественно-промышленным". Художественный отдел должен "обнимать собрание картин и статуй лучших русских художников".

Почему название "Русский музей" изначально закрепилось за художественным отделом, размещенным в Михайловском дворце? Разберемся.

Этнографический и историко-бытовой отделы сформировались значительно позже художественного. Только в 1912 году этнографы показали временную выставку предметов народного искусства. Для специально приглашенных лиц. С 1934 года от-дел получил статус Государственного музея этнографии народов СССР. Учрежденный в 1913 году, историко-бытовой отдел затем передали Эрмитажу. Судьба развела отделы под разные крыши. Увы, несостоятельным оказался задуманный "тройственный союз".

7 (19) марта 1898 года впервые открылись перед посетителями двери Русского музея. Для самого дворца начало новой жизни несколько омрачилось вынужденными перестройками и переделкой большинства интерьеров. Как совместить дворцовое великолепие с функциональными задачами музейной экспозиции? Нелегкая миссия заранее обрекала исполнителя на отнюдь неоднозначную оценку многих современников и тем более потомков. Трудная задача выпала на долю еще молодого В.Ф.Свиньина. Вполне удобны для музейной экспозиции интерьеры, переделанные архитектором. Хотя дворцовые залы значительно уступают двум сохранившимся от Росси подлинным шедеврам искусства интерьера. Уникальный по сохранности петербургский дворцовый интерьер первой четверти XIX века представлен парадным вестибюлем музея и особенно Белым залом. Зал расположен в центре анфилады второго этажа. В нем сохранилось не только живописное и скульптурное убранство, но и мебель, и произведения декоративно-прикладного искусства.

Около 100.000 человек посетило музей в первый год после открытия. А в штате состояло всего два хранителя, фотограф, продавец изданий, вахтер, швейцар и галерейные служители! История экспозиции Русского музея помогает взглянуть на отечественную культуру как на цельный, непрерывный и многосложный процесс. Есть ли необходимость пояснять, что эволюция музейной экспозиции - процесс чрезвычайно интересный и многозначный? Тот или иной способ и порядок размещения экспонатов в залах не только фиксирует состояние отрасли науки или культуры, которую они представляют. Но и опосредованно отражает настроение умов в современном обществе. 37 залов занимала первая экспозиция, представшая перед глазами посетителей в 1898 году.

В воспоминаниях великого А.Н.Бенуа написано, что она не носила сколько-нибудь научного, исторически обоснованного характера. Многие залы перегружены экспонатами. Стены их почти сплошь завешаны картинами самого разного художественного уровня. Настроение беспорядочности усиливали специально выделенные залы для коллекций, принесенных в дар музею частными лицами. Здесь первоклассные произведения нередко соседствовали с вещами посредственными. Вещи по соседству не связывались между собой по стилю и хронологии. Как не жаль, не стал украшением первой экспозиции "Памятный отдел императора Александра III ". Его разместили в Белом зале. В вопиющем противоречии с замыслом Росси стены затянули синим плюшем и увешали 70-ю роскошными блюдами. Из подарков Александру III и Марии Федоровне. На этом примере мы видим, что количественное богатство никоим образом не соответствовало концепции национального художественного музея.

В 1910-х годах в музей пришел П.И.Нерадовский. При нем началась работа по созданию настоящей экспозиции. При нем реализовалась идея взглянуть на историю развития отечественного изобразительного искусства как на систему. В основу титанической работы определили историко-хронологический принцип. Поначалу шли на уступки, иногда ограничиваясь возможностями историко-монографическими воззрениями. То есть, шли от авторов. Но и эта деятельность осуществлялась с большими затруднениями. Ибо мешали разрозненность и неполнота собрания, вызванные некомпетентностью "августейших попечителей", инертностью властьимущих. Иногда со стороны царствующей династии открыто проявлялась неприязненное отношение к новшествам совета Академии художеств.

В начале 1920-х годов был создан собственный совет музея, в который вошли подлинные знатоки русского искусства. Н.П.Сычев, В.В.Воинов, Д.И.Митрохин, Д.В.Айналов, А.Н.Бенуа, С.П.Яремич и другие. При них в залах Русского музея открылась первая в стране комплексная экспозиция, последовательно выстроенная по научно-историческому принципу!

Вскоре изменились времена и нравы. Музей своевременно откликнулся на условия принципиально иной социально-политической системы. В 1922 году в новой экспозиции представлены, хотя и очень еще ограниченно, произведения новейшего искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства экспонировались впервые наряду с произведениями традиционной живописи, скульптуры и графики. Задуманный в память об Александре III, музей превращался в храм народного искусства. Так на структуре и характере экспозиции отразилась новизна социального и эстетического статуса музея. В начале 1930-х годов музей "переболел" вульгарно-социологическими тенденциями. Речь идет о так называемых "бумажных экспозициях". В них преобладали многочисленные пояснительные, текстовые и репродукционные материаламы, диаграммы и лозунги. На второй план отступала самоценность художественных экспонатов. Они превращались в иллюстрации к тем или иным историко-социологическим концепциям. К счастью, этот период оказался сравнительно недолгим.

С 1933 года Г.Е.Лебедев был заместителем, а в 1941-45 годах стал директором му-зея. Он настоял на "исторической последовательности" в работе с экспонатами. "...художественные произведения размещены по авторам... чтобы каждую картину и всякий выставленный художественный предмет... смотреть отдельно и чтобы соседние картины и предметы наиболее выгодно выделяли ее и гармонировали с ней", - писал Г.Е.Лебедев об идее системности в размещении экспонатов.

На протяжении 1920 - 1930-х годов музей превращался в крупное научное учреждение. Отныне в состав художественного отдела входили отделения древнерусского и нового русского искусства, рисунка и гравюры. Реставрационные мастерские подразделялись на две секции. Главная работала с коллекцией музея. Областная секция осуществляла работы по спасению памятников культуры в Петрограде и других городах страны. Параллельно расширялись экспозиционные площади. За счет чего? К левому крылу дворца примыкает так называемый флигель Росси, занятый ранее под квартиры сотрудников и служебные помещения. Кроме него в начале 30-х годов посторонние арендаторы освободили корпус Бенуа, расположенный на набережной Екатерининского канала. Там разместились залы для временных выставок, постоянные экспозиции искусства конца XIX - начала XX века и советского искусства. Стремление к максимально полному комплексному показу истории развития искусства не сопровождалось увеличением количества экспонируемых произведений. Напротив, многолетнее изучение психологии зрительского восприятия диктовало необходимость осуществления самого строгого, научно обоснованного отбора экспонатов.

В 1935 году в музее было 10 научных отделов. Отдел консервации и реставрации разделился на лаборатории и секторы древнерусской живописи, новой живописи, скульптуры, прикладного и народного искусства. Наметились новые перспективы. Начиналась работа над созданием полноценной экспозиции советского изобразительного искусства.

Великая Отечественная война помешала осуществлению планов и начинаний. Часть коллекции, включающую наиболее ценные произведения, успели эвакуировать в глубокий тыл.

"Только живописных произведений было снято со стен, вынуто из рам, перемещено в новые места хранения и подготовлено к эвакуации свыше семи с половиной тысяч... Для того чтобы снять со стен такие огромные полотна, как "Последний день Помпеи" Брюллова, "Медный змий" Бруни, требовались усилия нескольких десятков людей, а насчитывалось таких колоссов свыше шестидесяти ...

Все принятые меры себя оправдали. Свидетельство тому - полная сохранность картин, находившихся долгое время на валах в условиях эвакуации, а так же и тех, которые хранились в блокадном Ленинграде", - вспоминал П.К.Балтун, возглавлявший музейный коллектив с 1945 по 1951 год.

Часть произведений не удалось эвакуировать. Их надежно укрыли в подвалах здания. Тяжелую и громоздкую "Анну Иоанновну с арапчонком" К.-Б.Растрелли заботливо укутали от сырости и зарыли в землю перед садовым фасадом дворца. Многотонный памятник Александру III П.П.Трубецкого защитили песчаной насыпью и накатом из бревен. Укрытие оказалось надежным. 17 октября 1941 года фугасная бомба попала в памятник, но его не повредила.

Свыше 40 артиллерийских разорвалось на территории музея за годы войны. С потемневшего неба сброшено около сотни зажигательных снарядов и 11 фугасных бомб. Только счастливая случайность спасла музей от разрушения, так как четыре бомбы, весом 400 - 500 кг каждая, взорвались возле самых его стен. Удивительно, но в столь страшное время продолжала пополняться музейная коллекция! Редкую самоотверженность проявили его сотрудники. Благодаря им множество произведений, находившихся в покинутых или разрушенных домах, было спасено и нашло надежную защиту в стенах музея. Самым волнующим эпизодом того времени называют спасение четырехсот работ и рукописей П.Н.Филонова. Он умер от голода страшной зимой 1941 года. Его работы донесла до музея сестра художника. Еле живой от дистрофии Е.Н.Глебовой помогал случайно оказавшийся рядом муж племянницы. Сегодня мы обещаем, что и третьем тысячелетии мы не забудем подвиг тех, кто выстоял в трудную годину.

Долгожданный эшелон прибыл в Ленинград 14 октября 1945 года. Из эвакуации вернулись музейные ценности. 9 мая 1946 года открылась экспозиция в залах первого этажа Михайловского дворца. Осенью залы второго этажа приняли радостных зрителей. 8 ноября 1949 года, в восстановленном корпусе Бенуа открылась экспозиция отдела советского искусства. Завершалось послевоенное возрождение музея.

И продолжалось его развитие. В 1954 году основана собственная экспертно-закупочная комиссия. Отныне все разделы коллекции пополнялись с большей планомерностью и целенаправленностью. Регулярно поступали произведения современного искусства через министерства культуры СССР и РСФСР, Союз художников. Производились закупки на зональных, республиканских, всесоюзных, групповых и персональных выставках.

Немало ценных собраний и отдельных произведений дореволюционного и советского искусства безвозмездно переданы в дар музею коллекционерами, авторами, наследниками.

В настоящее время музей стал крупным научно-исследовательским, методическим, реставрационным и культурно-просветительным центром. В его структуре появились принципиально новые подразделения. Отделы новейших течений, социально-психологических исследований, художественных музеев России, отдел информатики. Научно-методические отделы. Лаборатория технико-технологических и химико-биологических исследований и т. д.

В завершающую фазу вступила работа по научной каталогизации всего музейного собрания. В связи с колоссальным объемом и многообразием коллекций затянулась она не на одно десятилетие. Закончен ряд томов генерального каталога, в каждый из которых вложен труд многих поколений сотрудников музея. Осуществляется перспективная программа внедрения в музейную практику компьютерной техники, современных средств автоматизации информационно-поисковых работ.

С научно-исследовательской и научно-просветительской работой неразрывно связана обширная и многообразная выставочная деятельность. За год у нас проходит свыше 30 выставок. Все более широкий размах приобретает и зарубежная выставочная деятельность ГРМ.

Сегодня разработана и осуществляется широкая комплексная программа "Возрождение", направленная на ремонт, реконструкцию и развитие Русского музея.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь