История/ Общие разделы/ Загадки истории/ Сфинкс продолжает задавать загадки/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Коммунисты и левое движение: мы за справедливость
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Жорж Сера (1859), французский художник, основоположник неоимпрессионизма ("Цирк") - СЕРА (Seurat) Жорж (1859-91), французский живописец. Основоположник неоимпрессионизма. Жанрово-пейзажные композиции, исполненные мелкими мозаичными мазками, сочетают обобщенность форм с тонкостью наблюдений ("Цирк", 1890-91). подробнее..

Геннадий Хазанов (1945), русский актер, сатирик - ХАЗАНОВ Геннадий Викторович (р. 1945), российский артист эстрады, народный артист России (1991). На сцене с 1969. Сатирические монологи на тексты А. Хайта, С. Альтова, Л. Измайлова, М. Городинского и др. Спектакли: "Мелочи жизни" (1980), "Очевидное и невероятное" (1983), "Масенькие трагедии" подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Сфинкс продолжает задавать загадки





Обращенный задумчивым лицом к востоку, перед высокой пирамидой Хефрена возлежит на высоком пьедестале каменный Сфинкс - лев с человеческой головой.

Тут, в Египте, на краю пустыни, воздвигнута самая грандиозная скульптура из всех когда-либо сделанных человеком. Высота ее более 20 метров, а длина - 57 метров. Но вот что поражает своей беспредельной загадочностью - в древних папирусах, относящихся к эпохе постройки великих пирамид, о нем нет ни слова. Иероглифы донесли до нас не только имена строителей пирамид, но и степень их инженерного таланта. Известны имена умелых архитекторов, создавших заупокойные храмы фараонов. Но вот авторы Сфинкса науке неизвестны.

Лишь лет через 400 после Хефрена вдруг всплывают иероглифические тексты с названием этого египетского памятника - 'шепес анх', что означает 'живой образ'. Логического объяснения этому наука не нашла.

Еще позже гигантского Сфинкса египтяне вдруг стали отождествлять с богом Хармахисом. Рождается легенда, повествующая, что этот громадный хищник вечно бодрствует, охраняя покой пирамид. Ночью он видит лучше, чем днем. Порукой его силы является космос...

В другом мифе Сфинксу доверено следить за восходом Солнца и обращением планет. Приглядывать он обязан и за Сириусом. За все это ему следует приносить жертвы...

В эпоху Нового царства, то есть примерно с 1500 года до н. э., без всякой видимой причины зарождается новый культ Сфинкса. Лев с головой фараона стал наиболее часто встречаемым образом в египетском искусстве. Две небольшие скульптуры, относящиеся к эпохе Аменхотепа III, украшают с 1832 года набережную державной Невы у Академии художеств в Петербурге...

В ту же эпоху образ загадочного Сфинкса начал пересекать границы Египта. В древности боги и полубоги вольно кочевали от одного народа к другому. Так, римляне из своих военных походов завезли в Европу малоазиатскую Астарту, не говоря уже о богатом пантеоне древнегреческих богов и богинь. Что касается греков, то им очень понравился египетский Сфинкс. Он вошел во множество сказаний, сказок и легенд Эллады, правда, в трансформированных видах.

Первоначально египетский Сфинкс в древнегреческих мифах и сказках сохранил черты льва с головой мужчины. Он бродил по дорогам близ Парнаса и пожирал прохожих. Если их было мало, он подходил к городским воротам и чудовищным рыком требовал жертв. Народной фантазией он был сделан родным братом Лорнейской гидры, Цербера, Немейского льва и других страшилищ.

Однако в классический свод античных легенд он вошел в ином образе - стал крылатым чудовищем с головой женщины, а назывался Сфинго. Обитала эта крылатая львица близ Фив и душила проходящих путников, которые не могли ответить на загадку: 'Кто ходит по утрам на четырех ногах, в полдень на двух, а вечером на трех?'

Грек Эдип, проходивший мимо скалы, где восседала кровожадная женщина-Сфинкс, выслушал коварный вопрос и спокойно ответил, что знает разгадку с детства. По одному варианту легенды он узнал ответ у бродячего сказочника, а по другому - от речных муз. Так или иначе, но Эдип ответил правильно. Речь шла о человеке в разном возрасте - в младенчестве, зрелом состоянии и старости, когда он опирается на костыль. От досады Сфинго бросилась со скалы и разбилась. Кстати, такой исход предсказали боги Олимпа. За освобождение от зловещего Сфинкса греки сделали Эдипа царем Фив.


Он спрыгивал и уходил в пустыню

Теперь обратимся к запискам Геродота о Египте. Отец истории в 445 году до н. э. поведал о малейших деталях великих пирамид и причислил их к первым чудесам света. Он написал, сколько времени возводились гигантские пирамидальные горы фараонов и сколько рабов трудились над камнями. Он скрупулезно перечислил, сколько им доставляли чеснока, редьки, сухих лепешек. Но в своей 'Истории', в которой записал 'все, что видел и слышал в Египте', грек не обмолвился о Сфинксе ни единым словом. Но ведь Геродот не был слепцом, как Гомер! Не мог же не заметить гигантского льва перед пирамидами? Тем не менее, он его не увидел!

До Геродота в Египте набирался мудрости Гекатей Милетский, а после него - Гекатей Абдерский и знаметый географ и путешественник Страбон. Их записки обстоятельны, но Сфинкса и они почему-то не упоминают. Заговор молчания? Но ведь в греческом эпосе тогда уже были мифы о Сфинксе! В чем же дело?

Загадка становится еще более мистической, если вспомнить, что египетские чиновники - слуги фараонов дотошно записывали все расходы, связанные со строительством пирамид и культовых построек, учитывали трудодни, вес камней и длину дорог к долине пирамид. Так вот - ни одного хозяйственного документа эпохи возведения больших пирамид, относящегося к Сфинксу, археологами не найдено. Случайность ли это? Или тут что-то другое?

Ответ между тем находится в труде римского натуралиста Плиния Старшего 'Естественная история'. Он в повествовательном тоне сообщает, что в его время Сфинкса в очередной раз очистили от песков, нанесенных с Запада из пустыни. В очередной раз! Сколько же их было?

Выходит, Геродот, Страбон и другие греки просто не видели Сфинкса своими глазами. Он был под слоем песка.

Загадка отчасти разъясняется и в старых легендах, распространенных сперва среди египтян, а затем и арабов. Сфинкс - живое существо, полубог, страж порядка. Когда ему что-либо не нравится в поведении людей, например их раздоры, войны, грабительские набеги на соседние племена или еретические увлечения чужими идолами,- он спрыгивает с пьедестала, уходит ночью в Ливийскую пустыню и там зарывается глубоко в песок...

Действительная суть загадки в том, что огромная скульптура время от времени покрывается песком выше головы. Но происходит это на том месте, где она возведена. Пески из жаркой Ливии несутся огромной массой и в наши дни. Раньше не умели возводить барьеры, лесные полосы, как сейчас, и Сфинкса, когда египтяне о нем вдруг вспоминали, приходилось откапывать деревянными лопатами.

В конце прошлого века в Египте была найдена стела, текст которой составлен в XV веке до н. э. при правлении Тутмоса IV. Иероглифы сообщают, что фараону было знамение во сне: если он очистит Сфинкса от песка, то его царствование будет благополучным. И скульптуру в очередной раз откапывали, потратив на это почти год...

В XII веке до н. э. после освобождения долины Нила от очередных завоевателей скульптуру снова откопали. И с этого времени начина-ется целая эпоха в искусстве Дре-внего Египта, связанная с изго-товлением тысяч и тысяч малень-ких каменных львов с головой человека - от талисманов для ношения на гру-ди до размеров живого африканского льва. Ги-гантов не дела-ли. У храма царицы Хатшеп-сут египтяне возвели целую аллею гранитных сфинксов. И такие аллеи затем устраивались у заупокойных храмов всех последующих фараонов.

В последнее время обнаружились сведения, что большого Сфинкса откапывали из песка при воцарении в Египте династии Птоломеев, затем при римских императорах и арабских правителях в долине Нила. После продолжительных песчаных бурь приходится очищать памятник и в наши дни, хотя сейчас песка и меньше, чем раньше.

Кстати, именно очистные работы помогли сотрудникам департамента древностей АРЕ сделать поразительное открытие. Бульдозер между Сфинксом и пирамидой Хефрена случайно вскрыл следы городского поселения - одного из самых первых в Египте. Во времена, предшествующие великим фараонам, его жители чем-то разгневали своего царя, и он приказал сравнять его с землей. Следы города настолько размыты временем и людьми, что происхождение его определить пока трудно. Ясно одно: он намного старше пирамид.

Уже первые сопоставления всех этих явлений, фактов, исторических записей и легенд заставили ученых усомниться в устоявшемся мнении, будто Сфинкс был возведен в эпоху Джосера, Хефрена и Хеопса.


Чем болен египетский Сфинкс?

Наполеон Бонапарт, а до него арабские мудрецы, пораженные видом Сфинкса на фоне величественных пирамид, высказали мысль о том, что камни, обработанные руками древних египтян, неподвластны времени. Да, тысячелетия пощадили эти памятники. Но повредили их сами люди. Облицовку со ступенчатых пирамид содрали арабские халифы для своих дворцов. Один из правителей Египта приказал отбить нос у Сфинкса. В начале XVIII века другой самодур обстрелял лицо скульптуры из пушек. Наполеоновские солдаты палили в глаза Сфинкса из ружей. Английские лорды отбили каменную бороду и увезли в Британский музей...

В наши дни в поры статуи проникает едкий дым каирских заводов по обжигу извести. Разъедают камни и выхлопы автомобильных моторов. Сфинкс ныне явно болеет.

В 1990 году собрался консилиум специалистов из Египта, США, Франции, ФРГ. Команда состояла из геологов, химиков, экологов, реставраторов древностей. Сама идея такого комплексного обследования возникла после того, как в летнюю ночь 1988 года от шеи Сфинкса откололся и с грохотом упал вниз большой каменный кусок. Его потом взвесили и ужаснулись - целых 350 кг! После этого и возникло беспокойство у ЮНЕСКО.

Рядом с памятником установили походную лабораторию с различными анализаторами и мощной ЭВМ. Французы начали работу с того, что ультразвуковыми излучателями просканировали поврежденную голову. Внутри оказались опасные трещины. Немецкий профессор Ф. Пройсер обнаружил следы ремонта 1966 года - внешние трещины на шее, заделанные плохим цементом, склонным к быстрой эрозии. Американцы опечалились состоянием лап Сфинкса.

Какие же выводы сделал консилиум? Мнение специалистов таково: для спасения скульптуры от разрушения нужны сотни миллионов долларов, а на первое время следует закрыть памятник пластмассовым колпаком и запретить приближаться к нему туристическим автобусам. За XX век он поврежден больше, чем за предыдущие 4000 лет...

Сделав такое заключение, члены консилиума разъехались по домам. Деньги раздобыть не смогли. Египтяне принялись за реставрацию собственными силами. Большие трещины заделали новыми синтетическими составами, укрепили пьедестал, нашли и поставили на место упавшие фрагменты. От англичан потребовали немедленно вернуть бороду и поставить ее на место, чтобы укрепить 900-тонную голову Сфинкса.

Аварийное состояние и начавшийся ремонт древней скульптуры вызвали новый интерес науки к загадкам Сфинкса. Появились неожиданные и подчас скороспелые гипотезы. Но без них, как известно, нельзя. Согласно одной из них, ритуальная суть Сфинкса - быть стражем некрополя, основанного еще до возведения больших пирамид. Следы такого некрополя найдены, но не исследованы из-за отсутствия ассигнований. Затем родилось предположение, что фараонскую бородку к голове приделали при Рамзесах, чтобы придать округлым неегипетским чертам лица сходство с фараонами XIX династии. И еще: выдвинуто предположение, что в глубокой древности каменный лев был окрашен охрой, а это значит: он был возведен до пришествия египтян в долину Нила. Оспаривать наличие охры на статуе никто не стал, а вот о возрасте скульптуры разгорелась дискуссия...

Тем временем египетское министерство культуры составило генеральный план реставрации Сфинкса, рассчитанный на десять лет. Когда некоторые туристические фирмы выделили средства на ремонт, их решили затратить на защиту постамента от солоноватых подпочвенных вод. Пригласили группу зарубежных гидрологов и геологов. И тут началась новая мистерия Сфинкса...


Он - современник Атлантиды

Примерно за год до прибытия в Египет гидрологов к фундаменту скульптуры подъехала кавалькада оранжевых автофургонов. Из машин быстро высыпались люди в солнцезащитных очках, тропических шлемах и комбинезонах с иероглифами на спине. Правда, это были японские буквы. Токийские археологи во главе с профессором С. Иошимура просветили эхолокаторами массив пирамиды Хеопса, после чего решили обследовать камни Сфинкса. И уже через три дня японцы пришли к ошарашивающему выводу: 'Камни скульптуры древнее блоков пирамиды'. Оговоримся: японские специалисты имели в виду не геологический возраст породы, из которой сделан лев с лицом человека, а возраст скульптуры, то есть время обработки природного камня.

Затем токийские ученые объявили вторую сенсацию: электронная аппаратура под левой лапой каменного изваяния обнаружила узкий туннель, ведущий в сторону пирамиды Хефрена. Он начинается на глубине двух метров и уходит наклонно вниз. Дальше его проследить невозможно. Профессор С. Иошимура пообещал создать новое устройство специально для исследования этого сооружения. Так получили подтверждение слухи, давно ходившие среди арабов, утверждавших, что под Сфинксом есть прокопанный египтянами туннель, по которому можно было пустить воду при попытке ограбления погребальной камеры в пирамиде Хефрена...

Через некоторое время у пьедестала древнего льва расположилась команда гидрологов. И новая сенсация: у основания пьедестала обнаружены следы эрозии от большого потока воды. Как только это сообщение было опубликовано в вашингтонском вестнике по исследованиям природы новыми методами, в прессе появилось заявление, будто раньше Нил был шире и обтекал скалу, из которой вырубили бесконечно загадочного Сфинкса.

Как же так? Ведь кругом пустыня! Какой тут Нил?

'Скорее всего тут следы не Нила, а потопа',- предположили гидрологи, - 'могучего разлива воды. И шел он с севера на юг. Это был не разлив Нила, а библейская катастрофа!' После анализов и консультаций с геофизиками названа вероятная дата потопа: восемь тысяч лет до н. э.!

Англичане, повторив анализ, отодвинули эту дату до двенадцати тысяч лет в глубь веков, и отметили, что следы водной эрозии приходятся на обработанную часть скалы, на которой зиждется Сфинкс. Французские археологи подметили: датировка египетского потопа совпадает с датой гибели легендарной Атлантиды по Платону...

Нет, ничто не ново под луной. Еще в XII веке европейцы познакомились с арабской легендой, согласно которой пирамиды были построены для спасения египтян во время потопа, а Сфинкс был сооружен, чтобы заблаговременно предупреждать людей о возможности катастрофы. Не случайно его глаза не только мудры, но и вечно насторожены... И еще... Сфинкс имеет третий глаз, направленный в Космос!

Мистический Сфинкс несколько тысячелетий смотрит на восход вечного светила. Но он не молчит. Он продолжает задавать загадки и ждет Эдипа следующего века.

Будем ждать и надеяться!
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь