123 Эпоха железного кораблестроения История История
 

 
 
   
История/ Новое время/ Страницы истории/ Российское государство/ Военное искусство России в Новое время/ Эпоха железного кораблестроения/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Коммунисты и левое движение: мы за справедливость
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Хронология. V век нашей эры. - 401 - 402 Вторжение короля вестготов Алариха в Италию закончилось его поражением при Полленции. 406 Нашествие варваров в Галлию. 407 Римляне потеряли Британию. 408 Убийство Стилихона. 408.осень Вождь вестготов Аларих повторно осадил Рим и вызвал подробнее..

Средние века - * подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Эпоха железного кораблестроения





Железное кораблестроениеПосле Крымской войны русский флот оказался в неутешительном положении. Кроме парусных кораблей, оказавшихся непригодными для боевой службы, в состав флота входили: в Балтийском море - 1 винтовой линейный корабль, 1 винтовой фрегат, 10 колесных пароходов, 40 винтовых канонерок; в Черном море - 12 колесных пароходов. Предстояло создание винтовых кораблей. Хотя промышленность страны не была подготовлена к такой работе, задача была решена. В 1858 году во флоте уже было 6 винтовых линейных кораблей, 5 винтовых фрегатов, 17 винтовых корветов. Но с появлением за границей железных броненосных кораблей с нарезной артиллерией русские корабли опять попали в положение, подобное тому, как перед Крымской войной.

В 1863 году были обшиты 100 мм железной броней два строящихся деревянных винтовых фрегата водоизмещенеем 6200 т Севастополь и Петропавловск (длина-90 м, ширина-16 м, мощность-2800 лс, скорость-11 узлов), а в Англии было заказано железное броненосное судно - батарея Первенец водоизмещенеем 3300 т с 112 мм броневым поясом по ватерлинии, вооруженная 26 орудиями. В дальнейшем решено строить у себя только железные корабли. В июне 1864 года была спущена на воду батарея Не тронь меня вооруженная 14 - 203 мм нарезными орудиями. Началось строительство 11 броненосных конанерок водоизмещением 1400-1600 т с двумя 229 мм нарезными орудиями в башне: Ураган, Тифон, Броненосец, Латник, Колдун, Вещун, Стрелец, Единорог, Лава,Перун, Смерч. В 1867-1868 годах введены в строй шесть броненосцев береговой обороны: двухбашенные - Русалка и Чародейка(водоизмещение - 1940 т, броня - 112 мм, 4-229 мм орудия), двухбашенные фрегаты - Адмирал Спиридов и Адмирал Чичагов (водоизмещение - 3500 т, броня - 150-88 мм, 2-280 мм орудия), трехбашенные фрегаты Адмирал Грейг и Адмирал Лазарев, а также рангоутные фрегаты Князь Пожарский и Минин (водоизмещение - 4500 т, скорость - 12 узлов, броня - 112 мм по ватерлинии и 112 мм казематы, вооружение - 8-203 мм орудия и два 152 мм орудия на верхней палубе).

В 1869 году выработан проект океанского броненосного крейсера. По этому проекту были заложены два крейсера Генерал-Адмирал (водоизмещение - 4604 т, скорость - 13,6 узла) и Герцог Эдинбургский (водоизмещение - 4510 т, скорость - 15,3 узла) с артиллерией: 4-203 мм орудия в бортовых спонсонах и 2-152 мм орудия в носу и корме. По этому типу был также перестроен стоящий на стапеле Минин. Таким образом, Россия первая осуществила идею броненосных крейсеров. После нее строительство крейсеров этого класса началось в других странах. Кроме того, для океанского крейсерства были построены восемь винтовых и с парусным вооружением, неброненосных клиперов водоизмещением 1330 т, со скоростью хода 11-13 узлов, вооруженных тремя 152 мм орудиями - Крейсер, Джигит, Разбойник, Пластун, Стрелок, Наездник, Опричник, Вестник, а в США были куплены и вооружены четыре парохода - Европа, Азия, Африка, Забияка.

Для довершения береговой обороны Кронштадта было построено девять канонерок типа Ерш водоизмещением 360-440 т, скоростью - 7-9 узлов, вооруженных одним 280 мм орудием. Обеспечение береговой защиты дало возможность приступить к постройке крупных мореходных броненосцев. В 1869 году был заложен первый в России броненосец Петр Великий, водоизмещением 9665 т, скоростью хода - 14 узлов. Броневой пояс составлял 350-200 мм, палуба - 75 мм. Артиллерия - 4-305 мм орудия в двух башнях. Далее было предложено создать четыре крейсерских отряда по три крейсера в каждом, могущих обеспечить интересы России в Тихом океане. В 1881-1883 годах заложены два броненосных крейсера Владимир Мономах и Дмитрий Донской, а в 1884 году Адмирал Нахимов. У первых двух водоизмещение - 6000 т, скорость 15-16 узлов, броня - 150 мм.

У третьего крейсера водоизмещение составило 8000 т, скорость хода - 17,5 узлов, 255 мм бортовой броневой пояс, восемь 203 мм орудий в четырех башнях и десять 152 мм орудий по бортам. В 1888 году был построен крейсер Память Азова водоизмещением 6700 т, со скоростью хода 17 узлов, 200 мм броневым поясом, с артиллерийским вооружением из двух 203 мм орудий в бронированных бортовых спонсонах и тринадцати 152 мм орудий под верхней палубой. После франко-прусской войны стеснительные условия Парижского трактата 1856 года запрещавшие России иметь Черноморский флот, были отменены.

Ввиду беззащитности черноморского побережья, было решено создать, в дополнение к бареговым укреплениям, броненосные суда небольших размеров, с малой осадкой и с сильной артиллерией. При нормальных условиях эти требования можно было осуществить лишь на корабле крупных размеров, поэтому был принят проект адмирала Попова - круглого корабля. Намечена постройка десяти таких кораблей, но в 1873-1876 годах было построено только два: Новгород и Вице-Адмирал Попов. Этот тип судов не удержался на флоте по причине технических недостатков, хотя как плавучие форты, они показали себя хорошо. Война 1877-1878 года с Турцией произошла тогда, когда флот только начал возрождаться. Ввиду преобладания турецкого флота, борьба на море не могла иметь места.

Россия приобрела до 20 пароходов для сторожевой и посыльной службы. Было решено противопоставить турецким кораблям минные паровые катера с шестовыми минами. Эти катера были изготовлены в Петербурге и доставлены по железной дороге в Черное море. Пароход Константин служил базой для минных катеров. На Дунае шестовой миной был взорван турецкий монитор. У берегов Батуми торпедами, выпущенными двумя катерами, был потоплен турецкий сторожевой корабль. Для начала возрождения флота в 1879 году заказан во Франции 14-узловой безбронный крейсер Память Меркурия водоизмещением 3000 т, вооруженный шестью 152 мм орудиями и 4- 47 мм пушками. В 1886 году введены в строй однотипные броненосцы: Екатерина 2, Чесма, Синоп (водоизмещение - 10000 т, скорость - 15-16 узлов, вооружение - 6-305 мм, 7-152 мм и 8-47 мм орудия) и Георгий Победоносец, однотипный, но с небольшими изменениями. Постройкой этих кораблей было положено начало систематического строительства черноморского флота.

В 1892 году построен малый броненосец Двенадцать Апостолов(водоизмещение - 8500 т, 350 мм броневой пояс, вооружение - 4-305 мм и 4-152 мм орудия). В 1898 году закончен броненосец Три Святителя (водоизмещение - 12500 т, скорость -1 7 узлов, 450 мм броневой пояс, вооружение - 4-305 мм, 8-152 мм, 4-120 мм, 10-47 мм орудий и около 40-37 мм скорострельных пушек). Далее строится броненосец Ростислав (водоизмещение - 8800 т) с 4-254 мм орудиями главного калибра. В 1903 году закончен броненосец Князь Потемкин Таврический (водоизмещение - 12600 т, скорость - 16 узлов, вооружение - 4-305 мм, 16-152 мм, 14-75 мм). Подобного типа законченные в 1908-1909 году броненосцы Евстафий и Иоанн Златоуст. Разница в том, что по углам верхнего каземата 4-152 мм орудия заменены 203 мм. В 1887-1889 годах в Балтийском море строятся два броненосца: Александр 2 и Николай 1.

Водоизмещение этих кораблей - 9700 т, скорость - около 14 узлов, броневой пояс по всей ватерлинии, они вооружены двумя 305 мм орудиями в носовой башне, 4-229 мм и 8-152 мм орудиями по борту и 18 пушками мелкого калибра. По типу этих броненосцев был построен Гангут водоизмещением 6600 т, с одним 305 мм орудием в носовой башне, 4-229 мм и 8-152 мм орудиями. Броненосец затонул в 1897 году в результате пробоины. В 1891 году был спущен на воду броненосец Наварин, послуживший прототипом для дальнейшего развития русских броненосцев вплоть до русско-японской войны. Дальнейшая постройка броненосцев идет в следующем порядке: в 1894 построен Сисой Великий (водоизмещение - 9000 т), в 1898 году построены три однотипных броненосца Петропавловск, Полтава, Севастополь (водоизмещение - 11000 т).

В 1900 году идет серия броненосцев Ослябя, Пересвет, Победа(водоизмещение - 12700 т, скорость - 18 узлов, вооружение: 4-254 мм, 11-152 мм, 20-75 мм). В 1898 году заказан в США броненосец Ретвизан (водоизмещение - 12700 т, скорость-18 узлов, 227 мм броневой пояс, вооружение - 4-305 мм, 12-152 мм, 20-75 мм). В 1901 году во Франции был заказан броненосец Цесаревич(водоизмещение - 13000 т, скорость - 18,2 узла) послуживший прототипом для следующей серии кораблей, построенных в России: Бородино, Орел, Александр 3, Суворов и Слава. Кроме крупных броненосцев, в 1893-1896 годах строятся броненосцы береговой обороны: Адмирал Ушаков, Адмирал Сенявин, Адмирал Апраксин (водоизмещение - 4126 т, скорость - 16 узлов, 250 мм броневой пояс, вооружение - 3-254 мм в двух башнях, 4-152 мм орудия). На этом строительство броненосцев до русско-японской войны закончилось.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь