| Сервис: |
| |
Эпоха железного кораблестроения
После Крымской войны русский флот оказался в неутешительном положении. Кроме парусных кораблей, оказавшихся непригодными для боевой службы, в состав флота входили: в Балтийском море - 1 винтовой линейный корабль, 1 винтовой фрегат, 10 колесных пароходов, 40 винтовых канонерок; в Черном море - 12 колесных пароходов. Предстояло создание винтовых кораблей. Хотя промышленность страны не была подготовлена к такой работе, задача была решена. В 1858 году во флоте уже было 6 винтовых линейных кораблей, 5 винтовых фрегатов, 17 винтовых корветов. Но с появлением за границей железных броненосных кораблей с нарезной артиллерией русские корабли опять попали в положение, подобное тому, как перед Крымской войной.
В 1863 году были обшиты 100 мм железной броней два строящихся деревянных винтовых фрегата водоизмещенеем 6200 т Севастополь и Петропавловск (длина-90 м, ширина-16 м, мощность-2800 лс, скорость-11 узлов), а в Англии было заказано железное броненосное судно - батарея Первенец водоизмещенеем 3300 т с 112 мм броневым поясом по ватерлинии, вооруженная 26 орудиями. В дальнейшем решено строить у себя только железные корабли. В июне 1864 года была спущена на воду батарея Не тронь меня вооруженная 14 - 203 мм нарезными орудиями. Началось строительство 11 броненосных конанерок водоизмещением 1400-1600 т с двумя 229 мм нарезными орудиями в башне: Ураган, Тифон, Броненосец, Латник, Колдун, Вещун, Стрелец, Единорог, Лава,Перун, Смерч. В 1867-1868 годах введены в строй шесть броненосцев береговой обороны: двухбашенные - Русалка и Чародейка(водоизмещение - 1940 т, броня - 112 мм, 4-229 мм орудия), двухбашенные фрегаты - Адмирал Спиридов и Адмирал Чичагов (водоизмещение - 3500 т, броня - 150-88 мм, 2-280 мм орудия), трехбашенные фрегаты Адмирал Грейг и Адмирал Лазарев, а также рангоутные фрегаты Князь Пожарский и Минин (водоизмещение - 4500 т, скорость - 12 узлов, броня - 112 мм по ватерлинии и 112 мм казематы, вооружение - 8-203 мм орудия и два 152 мм орудия на верхней палубе).
В 1869 году выработан проект океанского броненосного крейсера. По этому проекту были заложены два крейсера Генерал-Адмирал (водоизмещение - 4604 т, скорость - 13,6 узла) и Герцог Эдинбургский (водоизмещение - 4510 т, скорость - 15,3 узла) с артиллерией: 4-203 мм орудия в бортовых спонсонах и 2-152 мм орудия в носу и корме. По этому типу был также перестроен стоящий на стапеле Минин. Таким образом, Россия первая осуществила идею броненосных крейсеров. После нее строительство крейсеров этого класса началось в других странах. Кроме того, для океанского крейсерства были построены восемь винтовых и с парусным вооружением, неброненосных клиперов водоизмещением 1330 т, со скоростью хода 11-13 узлов, вооруженных тремя 152 мм орудиями - Крейсер, Джигит, Разбойник, Пластун, Стрелок, Наездник, Опричник, Вестник, а в США были куплены и вооружены четыре парохода - Европа, Азия, Африка, Забияка.
Для довершения береговой обороны Кронштадта было построено девять канонерок типа Ерш водоизмещением 360-440 т, скоростью - 7-9 узлов, вооруженных одним 280 мм орудием. Обеспечение береговой защиты дало возможность приступить к постройке крупных мореходных броненосцев. В 1869 году был заложен первый в России броненосец Петр Великий, водоизмещением 9665 т, скоростью хода - 14 узлов. Броневой пояс составлял 350-200 мм, палуба - 75 мм. Артиллерия - 4-305 мм орудия в двух башнях. Далее было предложено создать четыре крейсерских отряда по три крейсера в каждом, могущих обеспечить интересы России в Тихом океане. В 1881-1883 годах заложены два броненосных крейсера Владимир Мономах и Дмитрий Донской, а в 1884 году Адмирал Нахимов. У первых двух водоизмещение - 6000 т, скорость 15-16 узлов, броня - 150 мм.
У третьего крейсера водоизмещение составило 8000 т, скорость хода - 17,5 узлов, 255 мм бортовой броневой пояс, восемь 203 мм орудий в четырех башнях и десять 152 мм орудий по бортам. В 1888 году был построен крейсер Память Азова водоизмещением 6700 т, со скоростью хода 17 узлов, 200 мм броневым поясом, с артиллерийским вооружением из двух 203 мм орудий в бронированных бортовых спонсонах и тринадцати 152 мм орудий под верхней палубой. После франко-прусской войны стеснительные условия Парижского трактата 1856 года запрещавшие России иметь Черноморский флот, были отменены.
Ввиду беззащитности черноморского побережья, было решено создать, в дополнение к бареговым укреплениям, броненосные суда небольших размеров, с малой осадкой и с сильной артиллерией. При нормальных условиях эти требования можно было осуществить лишь на корабле крупных размеров, поэтому был принят проект адмирала Попова - круглого корабля. Намечена постройка десяти таких кораблей, но в 1873-1876 годах было построено только два: Новгород и Вице-Адмирал Попов. Этот тип судов не удержался на флоте по причине технических недостатков, хотя как плавучие форты, они показали себя хорошо. Война 1877-1878 года с Турцией произошла тогда, когда флот только начал возрождаться. Ввиду преобладания турецкого флота, борьба на море не могла иметь места.
Россия приобрела до 20 пароходов для сторожевой и посыльной службы. Было решено противопоставить турецким кораблям минные паровые катера с шестовыми минами. Эти катера были изготовлены в Петербурге и доставлены по железной дороге в Черное море. Пароход Константин служил базой для минных катеров. На Дунае шестовой миной был взорван турецкий монитор. У берегов Батуми торпедами, выпущенными двумя катерами, был потоплен турецкий сторожевой корабль. Для начала возрождения флота в 1879 году заказан во Франции 14-узловой безбронный крейсер Память Меркурия водоизмещением 3000 т, вооруженный шестью 152 мм орудиями и 4- 47 мм пушками. В 1886 году введены в строй однотипные броненосцы: Екатерина 2, Чесма, Синоп (водоизмещение - 10000 т, скорость - 15-16 узлов, вооружение - 6-305 мм, 7-152 мм и 8-47 мм орудия) и Георгий Победоносец, однотипный, но с небольшими изменениями. Постройкой этих кораблей было положено начало систематического строительства черноморского флота.
В 1892 году построен малый броненосец Двенадцать Апостолов(водоизмещение - 8500 т, 350 мм броневой пояс, вооружение - 4-305 мм и 4-152 мм орудия). В 1898 году закончен броненосец Три Святителя (водоизмещение - 12500 т, скорость -1 7 узлов, 450 мм броневой пояс, вооружение - 4-305 мм, 8-152 мм, 4-120 мм, 10-47 мм орудий и около 40-37 мм скорострельных пушек). Далее строится броненосец Ростислав (водоизмещение - 8800 т) с 4-254 мм орудиями главного калибра. В 1903 году закончен броненосец Князь Потемкин Таврический (водоизмещение - 12600 т, скорость - 16 узлов, вооружение - 4-305 мм, 16-152 мм, 14-75 мм). Подобного типа законченные в 1908-1909 году броненосцы Евстафий и Иоанн Златоуст. Разница в том, что по углам верхнего каземата 4-152 мм орудия заменены 203 мм. В 1887-1889 годах в Балтийском море строятся два броненосца: Александр 2 и Николай 1.
Водоизмещение этих кораблей - 9700 т, скорость - около 14 узлов, броневой пояс по всей ватерлинии, они вооружены двумя 305 мм орудиями в носовой башне, 4-229 мм и 8-152 мм орудиями по борту и 18 пушками мелкого калибра. По типу этих броненосцев был построен Гангут водоизмещением 6600 т, с одним 305 мм орудием в носовой башне, 4-229 мм и 8-152 мм орудиями. Броненосец затонул в 1897 году в результате пробоины. В 1891 году был спущен на воду броненосец Наварин, послуживший прототипом для дальнейшего развития русских броненосцев вплоть до русско-японской войны. Дальнейшая постройка броненосцев идет в следующем порядке: в 1894 построен Сисой Великий (водоизмещение - 9000 т), в 1898 году построены три однотипных броненосца Петропавловск, Полтава, Севастополь (водоизмещение - 11000 т).
В 1900 году идет серия броненосцев Ослябя, Пересвет, Победа(водоизмещение - 12700 т, скорость - 18 узлов, вооружение: 4-254 мм, 11-152 мм, 20-75 мм). В 1898 году заказан в США броненосец Ретвизан (водоизмещение - 12700 т, скорость-18 узлов, 227 мм броневой пояс, вооружение - 4-305 мм, 12-152 мм, 20-75 мм). В 1901 году во Франции был заказан броненосец Цесаревич(водоизмещение - 13000 т, скорость - 18,2 узла) послуживший прототипом для следующей серии кораблей, построенных в России: Бородино, Орел, Александр 3, Суворов и Слава. Кроме крупных броненосцев, в 1893-1896 годах строятся броненосцы береговой обороны: Адмирал Ушаков, Адмирал Сенявин, Адмирал Апраксин (водоизмещение - 4126 т, скорость - 16 узлов, 250 мм броневой пояс, вооружение - 3-254 мм в двух башнях, 4-152 мм орудия). На этом строительство броненосцев до русско-японской войны закончилось.
|
|
| |