История/ Новое время/ Страницы истории/ Российское государство/ Военное искусство России в Новое время/ Военно-морской флот при преемниках Петра I/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Николай Добронравов (1928), русский композитор, автор песен ("Главное, ребята, сердцем не стареть", "Трус не играет в хоккей", "Надежда", "Как молоды мы были") - Добронравов Николай Николаевич (р. 22 ноября 1928, Ленинград) - поэт. С 1942 жил и учился под Москвой в Малаховке, где и окончил среднюю школу в 1946. Окончил школу-студию при Московском художественном театре и Московский городской учительский институт. В конце 50-х - начале 60-х годов раб подробнее..

Луи Неель (1904), французский физик, предсказавший антиферромагнетизм, Нобелевский лауреат - НЕЕЛЬ Луи Эжен Феликс (р. 1904), французский физик, иностранный член РАН (1991; иностранный член АН СССР с 1958). Предсказал (1932) антиферромагнетизм, разработал его теорию, создал теорию ферритов. Нобелевская премия (1970). подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Военно-морской флот при преемниках Петра I





Военно-морской флот При ближайших преемниках Петра I флот пришел в упадок. При Петре 2 строительство кораблей было прекращено - закончены лишь пять кораблей и фрегат, заложенные Петром I. Продолжалось лишь строительство галер. Существующие корабли приказано сохранять но в море не выводить. Оставлено на ходу пять малых кораблей для обучения команд. При Анне Иоанновне в 1730 году было решено строить корабли и галеры, так как галеры без поддержки кораблей могли быть уничтожены противником. Было решено привести флот к положенному составу - 27 линейных кораблей, 6 фрегатов, 3 бомбардирских судна, 2 прама и 8 пакетботов (посыльное судно). Единственный поход русского флота в составе 14 кораблей и 5 фрегатов для поддержки войск осаждавших Данциг, отличался нерешительностью из за неподготовленности команд и ветхости кораблей.

В 1743 году при Елизавете Петровне, во время шведской войны, в Кронштадте был собран флот из 17 линейных кораблей, 5 фрегатов и 48 галер, но боевых действий не было. Во время Семилетней войны русские корабли блокировали побережье Пруссии, но при общем расстройстве финансов страны, состояние флота было неудовлетворительное. По штату 1757 года определено держать 1 - 100-пушечный корабль, 8-80-пушечных кораблей (1 ранг), 15-66-пушечных кораблей (2 ранг), 3-54-пушечных корабля (3 ранг), 6-32-пушечных фрегата, 2 шнявы, 2 пакетбота, 2-36-пушечных прама, 3 бомбардирских судна, 18-22-пушечных пинок и 130 галер. К началу царствования Екатерины 2 (1762 год) военный флот состоял из 31 линейного корабля, 11 других кораблей и 99 галер.

Однако соcтояние флота было плохое. Были приняты меры по восстановлению флота в виде подготовки личного состава и строительстве новых кораблей. С объявлением войны Турции в 1769 году была составлена и отправлена в Средиземное море эскадра адмирала Спиридова в составе 7 линейных и 8 других судов. Этот переход был очень тяжелым - корабли страдали от бурь, а экипажи от болезней. Только через пять месяцев эскадра в составе 4 линейных, 1 фрегата и 4 небольших кораблей собралась у острова Минорка. Флагманским кораблем был 66-пушечный Евстафий. На помощь вышла вторая эскадра адмирала Эльфингстона - 3 линейных корабля, 2 фрегата и пришедший самостоятельно корабль Ростислав. Соединенная эскадра подошла к острову Хиос, где вблизи Чесменской бухты стоял турецкий флот из 16 линейных кораблей и 6 фрегатов.

Во время последовавшего боя русский флагманский корабль Евстафий сцепился с турецким флагманом Real Mustafa; последний загорелся и оба корабля взорвались. Турецкий флот отступил в Чесменскую бухту, где был блокирован русскими кораблями и сожжен при помощи брандеров. В честь победы все участники боя были награждены памятной медалью. За время с 1772 по1782 г. было построено: в Петербурге - 7 линейных кораблей и 3 фрегата, в Кронштадте - 1 линейный корабль, 2 бомбардирских судна, в Архангельске - 18 линейных кораблей и 14 фрегатов, мелкие корабли строились в Олонце и Сердоболе. Корабли строились по утвержденным образцам. Был построен лучший русский боевой корабль того времени - 100-пушечный линейный корабльРостислав, а также корабль Победоносец прослуживший 27 лет.

В гребном флоте вместо слабых по конструкции и отживающих свой век галер и неповоротливых прамов, вводятся: гребные фрегаты, шебеки, полушебеки, плавучие батареи, канонерские лодки, шлюпы и дубель-шлюпки. Чугунные пушки, применявшиеся ранее, заменяются на медные. После заключения мира с Турцией в 1775 году строительство кораблей временно прекращается, и возобнавляется в 1779 году перед войной со шведами. В 1772 году в Средиземное море была отправлена эскадра контр-адмирала Чичагова из трех кораблей в дополнение к находящимся там двум эскадрам в составе 13 линейных кораблей, 23 фрегатов, 3 бомбардирских судов, 3 пинок и 1 пакетбота. В дальнейшем была послана еще эскадра контр-адмирала Грейга. К войне со Швецией 1788 года, флот был достаточно подготовлен.

В бою при острове Гогланд со шведской эскадрой из 15 линейных кораблей и 7 фрегатов, направлявшейся к Кронштадту, русская эскадра адмирала Грейга в составе 17 линейных кораблей и 8 фрегатов, хотя и не одержала решительной победы, но заставила шведов отступить. Последующие сражения так же были неудачны для шведов, и в 1790 году был заключен мир. Этим заканчивается долголетнее соперничество Швеции и России на балтике в пользу последней. На юге после присоединения Крыма, появляется необходимость в защите южных морских границ. В 1778 году основывается порт Херсон со стапелями для постройки кораблей. В 1783 году основан Севастополь, сделавшийся главной базой Черноморского флота. По штату 1785 года состав Черноморского флота определен в 2-80-пушечных, 10-66-пушечных линейных корабля, 20 фрегатов и ряда вспомогательных судов.

В 1789 году основан город Николаев с корабельной верфью. В войне 1788-1791 годов Черноморский флот одержал ряд побед над турецким флотом, в это время он состоял из 16 линейных кораблей, 6 фрегатов и 68 вспомогательных и гребных судов. К концу царствования Екатерины 2, хотя число кораблей было значительно, но большинство по ветхости или непрочности было малопригодно к службе. При Павле I (1796-1801) было обращено внимание на улучшение кораблестроения. Было спущено на воду 25 кораблей - 17 линейных, 8 фрегатов и заложено 9 кораблей. Определен следующий состав флота: Балтийский флот - 45 линейных кораблей, 19 фрегатов, 12 гребных фрегатов, 30 плавучих батарей, 12 бомбардирских судов, 200 канонерок, 100 иолов, 30 галер, 4 брига и 9 галиотов. Черноморский флот - 15 линейных кораблей, 10 фрегатов, 4 гребных фрегата, 10 плавучих батарей, 100 канонерок. Напряженная политическая обстановка той эпохи вовлекала Россию в ряд коалиций государств, но во всех случаях без всякой пользы для себя.

При Александре I (1801-1825) было проведено сокращение флота. Последовавшие войны отвлекали внимание правительства и вызывали застой в развитии флота. В 1805 году в Средиземное море вышла эскадра адмирала Сенявина в составе 5 линейных кораблей, 1 фрегата и 5 корветов для действий против Франции и Турции. Эскадра успешно действовала против французов, блокировала Дарданеллы и нанесла поражение туркам в Афонском сражении. С наступлением в 1814 году мира, в постройку кораблей вводится ряд усовершенствований. В 1817 году был построен первый колесный пароход - Скорый длиной 18 м с машиной в 30 лс. В 1825 году построен пароход Проворный с машиной в 80 лс. В Черном море первыми пароходами были Везувий (1820 г) и 14-пушечный пароход Метеор (1825 г). Несмотря на вводимые усовершенствования, общее состояние флота к концу царствования Александра I было неудовлетворительным. Это объясняется бездействием флота после 1812 года, инертностью и злоупотреблениями лиц, поставленных во главе его.

При Николае I (1825-1855) началось улучшение оборудования адмиралтейств, был учрежден корпус корабельных инженеров. Работы по усовершенствованию флота были прерваны войной с Турцией. В 1827 году в Средиземное море вышла эскадра контр-адмирала Гейдена в составе 4 линейных кораблей, 1 корвета, 4 фрегатов, 4 бригов для соединения с англо-французской эскадрой. Последовал бой при Наваринской бухте, окончившийся уничтожением турецкого флота. Было проведено несколько успешных операций в Черном море. Средиземноморская эскадра вела блокаду Дарданелл вплоть до заключения мира в 1829 году. В 1836 году был построен первый колесный 28-пушечный пароходо-фрегат Богатырь, водоизмещением 1340 т, с машиной в 240 лс.

В 1848 году был построен первый винтовой фрегат Архимед, который разбился у острова Бронхольм. В 1853 году Турция объявила войну России. Турецкому флоту удалось пройти Босфор и укрыться в Синопе, где он был уничтожен эскадрой вице-адмирала Нахимова 18 ноября 1853 года. 23 декабря англо-французский флот вошел в Черное море и 16 марта Англия и Франция объявили России войну. При неравенстве русских морских сил с силами союзников, располагавших винтовыми линейными кораблями, действия русского флота ограничились обороной побережья. Главный удар неприятеля был нацелен на Севастополь.

Одновременно англо-французский флот из 67 судов появился в Балтийском море, в Белом море и у берегов Камчатки. Русские корабли были затоплены, чтобы не допустить неприятеля на рейд Севастополя. После оставления Севастополя ослабленная войной Россия была вынуждена заключить мир и по Парижскому трактату согласилась не возобнавлять Черноморский флот. Крымская война, показавшая отсталость России во всех отраслях техники, послужила для нее переломным пунктом в деле развития кораблестроения.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь