123 Строительство Азовского флота История История
 

 
 
   
История/ Новое время/ Страницы истории/ Российское государство/ Военное искусство России в Новое время/ Строительство Азовского флота/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Коммунисты и левое движение: мы за справедливость
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Ромен Роллан (1866), французский писатель, Нобелевский лауреат ("Кола Брюньон", "Очарованная душа", "Робеспьер") - РОЛЛАН (Rolland) Ромен (1866-1944), французский писатель. В 1922-38 жил в Швейцарии. В романе-эпопее "Жан Кристоф" (1904-12) духовные искания и метания гениального музыканта на фоне картины упадка культуры Европы накануне 1-й мировой войны. В центре повести "Кола Брюньон" (1914, опубликована подробнее..

Василий Максимов (1844), русский художник ("Семейный раздел", "Больной муж") - МАКСИМОВ Василий Максимович (1844-1911), российский живописец, передвижник. Жанровые картины показывают нравы и обычаи русской деревни ("Семейный раздел", 1876). подробнее..

Источник: Футбольная ассоциация Англии обвинила Моуринью в неподобающем поведении.
Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Строительство Азовского флота





В начале 90х годов семнадцатого века перед Россией встала проблема выхода к Черному и Азовскому морям, от которых Россия была отрезана Турцией, укрепившейся в устьях Дона и Днепра и татарами, владевшими Крымом. Через эти моря Петр замышлял начать торговлю с Европой.

Весной 1695 года русская армия совместно с днепровскими казаками отвоевала у турок две крепости. В июне Петр начал осаду Азова, сильной турецкой крепости, контролировавшей выход из Дона в Азовский флотАзовское море. Для доставки войск к Азову с 23 декабря 1694 года было начато сторительство стругов, морских лодок и других плавсредств. Основным центром судостроения стал город Воронеж, где были заложены верфь и адмиралтейство. Всего в первом Азовском походе для перевозки войск и грузов было задействовано около 1900 стругов и морских лодок. Однако кораблей, которые могли бы блокировать турецкую крепость с моря, у русского царя не было, поэтому две попытки взять Азов одними лишь сухопутными силами закончились неудачей - противник беспрепятственно подвозил морем подкрепления, продовольствие и боеприпасы. В конце концов поняв, что без флота крепость не взять, Петр I снял осаду Азова.

Главными причинами неудач первого Азовского похода явились отсутствие единочалия и знающих военно-инженерных специалистов, а также отсутствие военного флота, без которого невозможно было замкнуть кольцо блокады приморской крепости.

На устранение всех недостатков царь Петр отвел менее года. Основу создаваемого флота должны были составить галеры и брандеры, а для перевозки войск и грузов планировалось использовать струги, лодки и плоты. К концу апреля 1696 года из Архангельска прибыли корабельные мастера. Из Голландии выписали корабельных мастеров, штурманов, матросов и лекарей. Общее руководство всем кораблестроением в Воронеже Петр 1 возложил на Ф. Тиммермана.

В качесте образца при строительстве галер, была использована галера, приобретенная в Голландии в 1694 году. Ее длина составляла 38,1 м, ширина - 9,1 м, осадка - 1,8 м. Эта 28-весельная галера имела на вооружении три мощные мортиры, экипаж состоял из 133 человек. В Архангельск ее привезли в разобранном виде на торговых судах. До Вологды везли водным путем, затем в Москву на специальных дровнях. Вместе с галерой прибыл голландский мастер. К весне 1696 года на Преображенской верфи голландская галера была собрана. Одновременно были заготовлены детали для сборки еще 21 галеры и 4 брандеров. За зиму также заготовили детали для двух кораблей-галеасов. В марте заложили, а в апреле спустили на воду 36-пушечный Святой апостол Петр. Строительство второго корабля Святой апостол Павел затянулось, к началу второго Азовского похода ввести его в строй не удалось.

К апрелю 1696 года Азовский флот состоял из 22 галер, галеаса Святой апостол Петр и 4 брандеров. Командирами кораблей Петр 1 назначил офицеров Семеновского и Преображенского полков, матросами были солдаты этих же полков. Всего на корабли Азовского флота было выделено 4225 человек - 28 рот, по числу вымпелов флота. Галерой Принципиум командовал сам Петр. Одновременно со строительством боевых кораблей, солдатами Белогородского полка было построено 1300 стругов, 300 морских лодок и 100 плотов для перевозки войск и грузов. Адмиралом Азовского флота был назначен генерал Лефорт, вице-адмиралом - полковник Ю. С. Лима, контр-адмиралом - полковник Б. Е. де Лозьер.

Во второй половине апреля 1696 года русские войска начали отправляться под Азов. 22 мая русские одержали свою первую победу под Азовом. В устье Дона под предводительством атамана Ф. Миняева на лодках казаки напали на турецкий флот, состоявший из 13 кораблей и 24 мелких судов. Один из кораблей казакам удалось сжечь, другой, во избежание захвата, вынуждены были потопить сами турки. Были сожжены также 9 мелких кораблей, а один захвачен. Потерпев поражение, турки отошли в море. Эта победа открыла безпрепятственный выход русской галерной эскадре в Азовское море. К 12 июня Азов оказался в кольце блокады. 19 июля, исчерпав все средства, турки сдали крепость.

Москва широко праздновала Азовскую победу. Но среди шумных потех по этому поводу Петра 1 не покидали мысли о создании сильного регулярного флота. Петр решал проблему не единоличным царским указом, а боярским. Решением Думы от 20 октября и 4 ноября 1696 года была проведена крупная военная реформа Петра Великого - закреплено решение о создании регулярного военного флота России. Были определены состав и задачи сил, созданы органы управления, заложены основы подготовки кадров и даже написан прообраз первого морского устава - "Указ по галерам". Первым кораблем регулярного флота по праву считается галеас Святой апостол Петр, хотя более правильным было бы назвать его парусно-гребным фрегатом.

После второго Азовского похода предстояло заново создать флот. Из-за отсутствия денежных средств в государственной казне решили строить корабли на средства от частных лиц. Дума постановила: всем владельцам крестьян, имевшим сто и более дворов, соединяться в кумпанства для строительства кораблей. Всего было создано 68 кумпанств. Корабли в основном строились подрядным способом, подрядчиками выступали, как правило, иностранцы. Основными типами строившихся кораблей были баркалоны, барбарские корабли, бомбардирские корабли и галеры. В качестве образцов брали английские или голландские корабли аналогичных типов. В целом же строившиеся кумпанствами суда не представляли собой серьезной боевой силы. После спуска на воду их не пререставали ремонтировать. В дело употреблялся сырой лес, поэтому корабли и галеры начинали распадаться уже года через два после постройки, не принеся ни малейшей пользы.

Самым многочисленным классом кумпанских судов являлись баркалоны, которые по своим размерам и вооружению были близки к кораблю Святой апостол Петр. Их длина составляла 35,1 м, ширина - 6,4 м, осадка - 2,1 м. На вооружении у них находилось до 36 пушек. Барбарские корабли вооружались 44 пушками, а бомбардирские корабли имели две мортиры. Галеры строились 20 - 24-баночные. Они имели длину от 41,7 м до 53 м, ширину - 5,5-7,3 м, осадку - 1,8-2,7 м. Вооружение галер соотояло из 21-27 пушек. Они несли две мачты которые в случае необходимости убирались. На одно весло сажали до 6 гребцов. Хорошо выученная команда делала до 26 гребков в минуту, при этом галера развивала скорость до 6 узлов. Орудия на кораблях Азовского флота были чугунные и медные.

Крупным событием в истории русского флота было организованное Петром 1 в 1697 году так называемое Великое посольство. Одной из целей этого грандиозного предприятия было изучение морского дела за границей. Посольство посетило Пруссию, Польшу, Францию, Голландию, Англию и Австрию. В составе посольства для обучения за границей морскому делу в качестве волонтеров убыли 30 человек, в том числе и русский царь под именем Петра Михайлова. В Голландии Петр работал на корабельной верфи плотником, в Англии изучал теорию кораблестроения, в Кенигсберге - искусство артиллерийской стрельбы. Строительство и организацию галерного флота Петр 1 намеревался изучить в Венеции, но весть о новом бунте стрельцов заставила его возвратиться в Москву. После подавления бунта Петр 1 посетил Воронеж где сразу же применил полученные за границей навыки. 19 ноября он заложил 58-пушечный корабль Предестинация, вероятно по привезенному из Англии чертежу. Корабль строили исключительно русские мастера. 27 апреля 1700 года корабль был спущен на воду. Вслед за кораблем Предестинация был заложен 56-пушечный корабль Черепаха, который спустили на воду весной 1700 года.

В 1699 году эскадра Азовского флота вышла в свое первое плавание в составе кораблей Святой апостол Петр, Скорпион, Благословенное начало, Цвет войны, Растворенные врата, Сила, Безбоязнство, Благое соединение, Меркуриус, Крепость и галер Периная тягота, Заячий бег. Командовал эскадрой адмирал Ф. А. Головин. Этим походом царь намеревался оказать давление на Турцию с целью скорейшего заключения мира и закрепления России на Азовском море. 24 мая 1699 года корабли подошли к Азову. 18 августа эскадра Азовского флота встала на якорь на Керченском рейде. Там уже находились четыре корабля и девять галер под турецким флагом. Появление русских кораблей произвело сильное впечатление на турецкого адмирала. В конце августа корабль Крепость в сопровождении четырех турецких кораблей и двух галер взял курс на Босфор. 6 сентября они прибыли в Константинополь. Летом следующего года корабль возвратился в Россию. Тогда же был заключен мирный договор с Турцией сроком на 30 лет. Однако желаемого выхода в Черное и Средиземное моря Россия не получила. В 1701 году Петр 1 издал указ о прекращении корабельных работ в Воронеже.

В конце семнадцатого века обстоятельства сложились таким образом, что у России появилась реальная возможность отвоевать свои владения у шведов на балтийском побережье и получить желаемое сообщение с Европой. С этого времени развитие морских сил России переместилось на север. В начале 1712 года русские оставили Азов и взорвали Таганрогскую крепость. Три корабля и 20 мелких судов отвели к Черкасску, корабль Шпага сожгли, а корабли Предестинация, Ласточка, шнявы Мункер, Лизет продали Турции. Так закончил свое существование Азовский флот, насчитывавший около 500 судов пятнадцати типов, в том числе 35 двухпалубных и 48 однопалубных кораблей.

Хотя Азовский флот и просуществовал чуть более 10 лет, его роль в развитии российского флота была огромна. Он положил начало крупномасштабному военному кораблестроению, что в дальнейшем способствовало быстрому развитию Балтийского флота, были также подготовлены кадры для флота и судостроители.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь