История/ Новое время/ Страницы истории/ Российское государство/ Военное искусство России в Новое время/ Военное кораблестроение при Петре I/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Николай Бенардос (1842), русский изобретатель видов электросварки - БЕНАРДОС Николай Николаевич (1842-1905), российский изобретатель, один из создателей дуговой электросварки металлов. Предложил (1882, патент 1885) способ электрической дуговой сварки металлов с помощью угольных электродов; другие способы сварки и пайки. подробнее..

Жан де Лафонтен (1621), французский баснописец - ЛАФОНТЕН Жан де (1621-1695), французский писатель. В "Сказках и рассказах в стихах" (т. 1-5, 1665-85), комедиях и знаменитых "Баснях" (т. 1-12, 1668-94) предстает как мыслитель и сатирик, опирающийся на народную мудрость и фольклор. подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Военное кораблестроение при Петре I





Военное кораблестроениеСознание необходимости морского флота для России нашло яркого выразителя в лице Петра I, энергия которого, влечение к морскому делу и поставленные политические задачи побудили ускоренным темпом приняться за создание флота. Еще 17-летним юношей он строит флотилию на Переяславском озере под Москвой. В 1692 году на переяславской верфи были построены два малых фрегата и три яхты. В 1693 году Петр едет в Архангельск, где он закладывает верфь и строит два корабля, а третий заказывает в Голландии. В следующем году он вооружает выстроенный корабль Св. Павел и принимает пришедший из Голландии 44-пушечный фрегат Св. Пророчество.

С флотом из трех кораблей он выходит в Белое море и провожает иностранные корабли. Эти попытки к созданию флота не могли удовлетворить Петра. Покинув Архангельск, Петр предпринимает поход против турок. Первый азовский поход (1695 г.) был неудачен; штурмы крепости с суши были отбиты, а сама она получала с моря боевые запасы и провизию. В 1694 году была заказана в Голландии 32-весельная галера, она была доставлена на корабле по частям в Архангельск. Велено было спешно доставить ее в Москву, и на лесопильном заводе немедленно началось изготовление по этому образцу отдельных частей для 22 галер и 4 брандеров.

В Воронеже была основана судостроительная верфь, куда переправлялись части галер для сборки. Наибольшая длина этих галер 38 м, длина по ватерлинии 29 м, ширина 6 м, высота от киля до палубы 3,8 м, вооружение - от трех до пяти 5- и 2-фунтовых пушек, команды 130-170 человек. Кроме того были заложены два 36-пушечных корабля Ап. Петр длиною 35 м, шириною 7,6 м и Ап. Павел длиною 30 м, шириною 9 м. В мае 1696 года двинулся по Дону первый отряд из 8 галер во главе с галерой Принципиум, которой командовал сам Петр, затем отправились и остальные суда. 18 июля 1696 года Азов был взят. Весной 1700 года был заложен 58-пушечный корабль Предестинация длиной 36 м, шириной 9,4 м. Одновременно началась постройка другого 56-пушечного корабля Черепаха. С целью заключения наиболее выгодного мира с Турцией Петр решил демонстрировать свой флот.

В составе эскадры из 11 кораблей, нескольких галер он вышел в Азовское море. В эскадру входил 62-пушечный корабль Скорпион, 34-пушечный Благое начало, 32-пушечный Цвет войны, 42-пушечный Отворенные врата, которым командовал Петр, остальные имели от 22 до 46 пушек. На 46-пушечном корабле Крепость был отправлен в Константинопль русский посол Украинцев, которого до Керчи сопровождала русская эскадра.Неожиданное появление русских кораблей в Черном море произвело сильное впечатление на Турцию, был заключен мирный договор на 30 лет. В 1700 году началась война со шведами, отвлекшая внимание Петра на север, к Балтийскому морю. В дальнейшем все мероприятия были направлены на создание военного флота в Балтийском море. Начало войны ознаменовалось появлением шведской эскадры из 5 фрегатов и 2 галиотов в Белом море и нападением их на Архангельск, окончившимся неудачей - один фрегат сель на мель и был взят, ровно как и оба галиота, остальные ушли.

В 1702 году была взята крепость Нотебург (Шлиссельбург), а в 1703 году крепость Ниеяшанц на Неве и заложен новый город - Петербург, путь флоту из Ладожского озера к морю был открыт. Закладываются новые верфи на Онежском и Ладожском озерах, реках Сясь и Свирь, в новой столице Петербурге, в Новгороде и Олонце. Началась планомерная постройка боевых кораблей. Первые корабли соответствовали 4-му рангу английских кораблей, они имели высокие кормы с расположенными в них пушками и одну или две батарейные палубы. Так как эти корабли были тяжелы на ходу, то при эскадре были более быстроходные суда - шнявы, имевшие две мачты с прямыми парусами и 12-16 пушек. Малые суда носили название шмаков, флейтов, буеров, галиотов и ботов. Шмаки - небольшие бриги - имели две мачты с косыми парусами и кливер, флейты имели также две мачты, буера имели одну мачту с марселем и одну малую в корме с бизанью, бригантины,боты и др. имели одну мачту с тендерским вооружением.

Кроме крупных галер, во флоте были небольшие (до 30 м) быстроходные галеры - скампавеи (от итальянского слова scampar via - убегать), они имели три мачты с косыми парусами и 20 весел. В 1704 году Балтийский флот состоял из десяти фрегатов и девятнадцати других судов. На мели у острова Котлин была построена крепость Кроншлот, подступившая к ней шведская эскадра была отбита. 5 ноября 1704 года в Петербурге была заложена адмиралтейская верфь. После поражения шведов под Полтавой, взятия Выборга, Ревеля, Риги строительство кораблей получило широкое развитие. В 1712 году был спущен на воду первый построенный в Петербурге 54-пушечный корабль Полтава. С 1712 года строятся крупные линейные корабли - 60-пушечные корабли Екатерина, Нарва, Ревель, Шлиссельбург, Ингерманланд и Москва. Кроме постройки кораблей у себя, Петр покупает корабли за границей. Были приобретены 50-пушечный корабль Антоний, 32-пушечный фрегат Самсон и 22-пушечный фрегат Св. Яков. У шведов в Финском заливе был сильный флот, препятствовавший русской торговле.

Весной 1713 года было решено вытеснить шведов из Финского залива. Был собран флот из 93 галер, 60 бригантини 50 малых судов с десантом в 16000 человек. Под общим командованием адмирала Апраксина флот вышел шхерами к Гельсингфорсу, а корабельный флот из 7 кораблей, 4 фрегатов и 2 шняв под командой вице-адмирала Крюйса пошел морем. Русскими были заняты города Гельсингфорс, Або и Борго, а затем вся Финляндия присоеденина к России. Морской же флот потерпел неудачу: при встрече с неприятелем три русских корабля сели на мель и прекратили бой, упустив шведские корабли. Начальство над флотом принял сам Петр. Для нанесения решительного удара Швеции выходом в Ботнический залив и угрозам ее берегам, флот в составе 18 кораблей и фрегатов, под начальством Петра и 99 галер и скампавей под начальством Апраксина, вышел в море.Галерный флот дошел до полуострова Гангут. К нему присоединился и корабельный флот, увеличевшийся после захода в Ревель до 24 единиц - шестнадцать 42-72 пушечных кораблей, восемь 18-32 пушечных фрегатов и шняв. Дальнейший путь был прегражден шведской эскадрой в составе 26 кораблей.

27 июля 1714 года произошел первый крупный морской бой русского флота при Гангуте. Петр задумал миновать шведский флот, перетащив галеры волоком через узкий перешеек полуострова. Шведы узнав об этом, разделили свой флот - один фрегат, 6 галер и 3 шхербота подошли к месту спуска галер на воду, остальные приблизились к русским кораблям. Переправа галер была прекращена, и Петр приказал 35 галерам, пользуясь штилем, обойти шведский флот морем, а остальным в тумане пройти берегом. Все галеры, обогнув полуостров, заблокировали шведские корабли и, несмотря на преимущество последних в артиллерии, взяли их на абордаж. Победителям достались 10 шведских кораблей вместе с командующим эскадрой Эреншильдом.

Гангутская победа открыла путь русскому флоту к берегам Швеции, на которые производились набеги галерного флота. Корабельный флот в период 1714-1720 годов также имел ряд удачных сражений. После морского боя у острова Гренгама 35 руссих галер с 14 шведскими кораблями, закончившегося захватом русскими 4 шведских фрегатов, и набега 60 галер на шведское побережье был заключен Ништадтский мир, по которому к России отошли Лифляндия, Эстляндия, Финляндия и Приневский край. К концу царствования Петра 1 военный флот состоял из 48 линейных кораблей и фрегатов, 787 галер и других судов, численность команд кораблей доходила до 28000 человек. Постройка военного флота была вызвана необходимостью обеспечить за собой моря, каковых до тех пор у страны не было и без которых невозможно было ее дальнейшее развитие.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь