История/ Общие разделы/ Историки/ Карлейль Томас (1795-1881)/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Империя Цинь (221 - 207 гг. до н. э.) - Создание империи было логическим завершением сложного и длительного процесса усиления интегрирующих центростремительных тенденций в ведущих чжоуских царствах. Этот процесс во многом был стимулирован активной деятельностью реформаторов-легистов, выступавших как против подробнее..

Период Чжаньго ("Борющиеся царства", V-III вв. до н.э.) - Чжаньго был периодом завершения трансформации чжоуского общества. Это было время серьезных сдвигов во всех сферах жизни Китая, от производительных сил до идейных споров, от ведения войн до заселения окраин. Именно в период Чжаньго окончательно отрабатывалась та модель общества и государств подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Карлейль Томас (1795-1881)





Карлейль Томас Английский мыслитель, историк, публицист. Пытался объяснить всемирную историю решающей ролью великих личностей.

Карлейль родился в местечке Эклфекан (Шотландия), в семье сельского каменщика. Изучал право в Эдинбургском университете, почетным ректором которого был избран в 1866 г. С 1824 г. жил преимущественно в Лондоне, занимался литературным трудом.

Наблюдая 'положение Англии' в эпоху промышленной революции, Карлейль испытывал, с одной стороны, сочувствие массам, жертвам крупного машинного фабричного производства, с другой - растущий страх перед их самостоятельными выступлениями. Этот внутренний конфликт вызвал глубокий духовный кризис, проявившийся в разрыве с религиозными догмами и нравственными постулатами философских теорий, особенно утилитаризма Бентама, учившего, что только польза может являться критерием истины и общее благо достигается только как простая сумма счастья отдельных лиц, преследующих разумно-эгоистические цели. Вместе с тем Карлейль отверг представления о разуме как инструменте познания, о прирожденном равенстве людей, народе как источнике власти и обрушился с едким сарказмом на демократию и парламентаризм.

Карлейль выдвинул собственную историко-философскую концепцию. Вселенная, природа, человек, история - результат божественного творения и промысла, не постижимые с помощью ограниченных возможностей человеческого разума. 'Прошлое есть темный непреложный факт. Будущее также есть факт, только еще более темный'. Но положение человечества не безнадежно. Каждый предмет, факт, событие есть знак, символ. Но не каждому дано постичь их смысл, а только тем, кто наделен даром целостного восприятия мира через озарение, откровение, интуицию, воображение. Они-то и являются 'избранными', 'лучшими', 'мудрейшими', 'героями', 'гениями', составляя 'истинную аристократию' в каждом обществе. Все остальные - 'несметная толпа глупых маленьких людей'. 'Героями' могут быть и полководец- политический вождь (О. Кромвель, Наполеон), и поэт-писатель (А. Данте, Д. Мильтон, Р. Берне), и религиозный пророк (Мухаммед). Пока жив 'героизм', дела в мире идут нормально. Но со временем истинные герои уступают место ложным. Главное знамение этого - ухудшение положения масс. Энергия обездоленных, отчаявшихся людей обращается в разрушительную силу. Наступает время бунтов, восстаний, революций. Их цель - побудить общество обрести новых героев, которые укротят массы, принудят к спокойствию, труду, исполнению долга.

Феодальный строй с его господством избранных, гарантирующих социальную защищенность масс, - вот идеал, которому должно следовать современное промышленное общество.

Карлейль провозглашает, что история мира 'есть лишь биография великих людей, потрудившихся здесь, на Земле'. Но искреннее сочувствие угнетенным, а также колоссальная эрудиция позволили Карлейлю создать ряд подлинных шедевров, в которых такие события, как Английская буржуазия революция 17 в. и Великая французская революция 1789- 1799 гг., чартизм, нашли яркое освещение и историческое оправдание.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь