История/ Новое время/ Страницы истории/ Германия/ Культура и наука Германии в Новое время/ Рукописные издания/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Коммунисты и левое движение: мы за справедливость
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Константин XI Драгас (1404), византийский император (1448-53 гг.), последний из династии Палеологов - КОНСТАНТИН XI (1403-53), последний византийский император с 1449 (с 1428 был деспотом Мореи), из династии Палеологов. Погиб при обороне Константинополя от турок. подробнее..

Матильда Май (1965), французская актриса ("Немо", "Тайна Сахары") - МАЙ (May) Матильда (р. 08. 02. 1965), французская актриса. Настоящие имя и фамилия - Карима Матильда Хейм. Частично арабское происхождение придало облику Май, как, например, и Изабель Аджани, особый шарм, все-таки неведомый француженкам. Чаще всего некоторая загадочность внешности Май испо подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Рукописные издания





Все таки, несмотря на то, что печатный станок был уже изобретен, в 15 столетии новости были главным образом рукописными. Хотя, уже на самом раннем этапе формирования буржуазной журналистики определяются основные тенденции ее развития, окончательно оформившиеся в эпоху империализма. Буржуазная журналистика с самого начала имела, как мы уже знаем, ярко выраженный коммерческий характер и была тесно связана с зарождавшимся тогда же банковским и промышленным капиталом. Распространение информации в 15 - 16 веках становится весьма солидным и выгодным делом и превращается из любительского занятия в профессию. Довольно широко торговля новостями была распространена не только в Венеции (венецианские рукописные газеты назывались "аввизи", самый ранний комплект датируется 1566 г.), но также и в Германии. Лейпциг, Нюрнберг, Страсбург, Аугсбург, Франкфурт были не только крупнейшими торговыми и университетскими центрами Германии, но и информационными. Лютер назвал Нюрнберг "оком и ухом Германии".

Большой известностью пользовалось бюро Фугеров, распространявшее рукописные ведомости новостей. Торговый дом Фугеров (газеты имели хождения в Европе между 1568 и 1605 гг.) в Лейпциге имел обширные коммерческие связи практически со всеми европейскими государствами, королевскими дворами, владетельными князьями, торговыми корпорациями и даже римской курией. Этим объясняется высокий уровень информированности Фугеров. Владельцы и служащие фирмы были в курсе всех событий коммерческой и политической жизни Европы. Информация стала у Фугеров таким же товаром, как и все прочее, чем они торговали. Особый штат писцов переписывал все новости, прибывшие в Лейпциг, и рассылал свою продукцию подписчикам, вносившим ежегодно особую плату за этот товар. Бюро Фугеров является прообразом информационного агентства. Это значит, что уже в 15 веке были заложены основы и выработан принцип деятельности этого важнейшего распространителя информации.

В Германии эпохи Возрождения большое распространение имели рукописные информационные листки, названные Лютером, как мы уже знаем, "летучими листками". Наиболее интересные из них владельцы типографий перепечатывали на станках и распродавали на ярмарках. О чем же писали в "летучих листках"? Главным образом о религиозных распрях (речь идет об эпохе Реформации), политических событиях, а также об эпидемиях, всевозможных "чудесах", катастрофах, исцелениях, и др. новостях. Ценилась информация как таковая, а не анализ событий. Элемент сенсационности уже на той стадии развития журналистики был важнейшим условием коммерческого успеха.

Стиль, язык автора, как и сама его личность, ещё не существовали как значимые элементы журналистского творчества. Оно было весьма примитивным, поэтому язык "летучих листков" был весьма беден. Это характерно для новостей, издававшихся с целью наживы. Что же касается первых проявлений политической журналистики, проповедей Мюнцера и "Писем тёмных людей" Гуттена, то они уже представляют собой образец публицистического мастерства. Но основная масса рукописной индустрии в Германии являла собой весьма несовершенные в плане языка и стиля творения, не говоря уже о том, что доверять объективности и правдивости авторов было просто опасно.

Названия некоторых из этих листков дают определенное представление об их содержании: "Потрясающая ведомость о небывалом наводнении, случившемся в городе Берне. Вести из Франции и т.д. Напечатано в Нюрнберге Никласом Кнорром" или "Достоверная новейшая ведомость из Маастрикта (следует перечисление городов) содержит в себе описание геройской вылазки, перестрелки, стычек, штурмов и других любопытных происшествий от начала осады вплоть до 11 июля текущего 1579 года. Получено из города Ахена 12 июля от хорошего приятеля. Отпечатано в Кельне в 1579 г." или "Новейшая ведомость об анабаптистах в Мюнстере. Виттенберг. Иосиф Клер. 1535г."

Рукописные ведомости распространялись ординарцами, также как и специальные письма, которые составляли - для богатых купцов, вельмож, университетов и монастырей, - осведомители. Содержание этих людей в различных частях Европы и более дальних местах оплачивалось владетельными людьми или организациями. Этих осведомителей можно сравнить с нынешними собственными корреспондентами. Им нередко удавалось организовать вокруг себя нечто типа корреспондентского пункта, который собирал, обрабатывал и доставлял с помощью ординарца информацию хозяину.

Институт ординарцев был предшественником такого важного канала коммуникации как связь. В 15 веке Сен-Галлевское купечество с помощью своих ординарцев наладило регулярную почтовую связь между Линдау, Равенсбургом, Ульмом и Нюрнбергом. Потом эта связь распространилась на Лион и другие города Франции, Нидерландов, Италии. Известия из Венеции до Нюрнберга шли 20 дней.
Ординарцы просуществовали до тех пор, пока почтовое сообщение не было монополизировано государством. Конечно, централизация власти и государственный контроль всячески содействовали развитию журналистики.

Рукописные новости распространялись практически во всех странах Европы. Но происхождение их было главным образом немецкое или голландское. В Германии они появились ранее, чем в Англии или Франции. Здесь же появились и первые газеты, в том виде, как представляет их современный читатель: отпечатанные на станке, выходящие регулярно (ежедневно или еженедельно).

Но между такими важными этапами развития журналистики, как сбор и продажа информации и размножение её с помощью печатного станка, был ещё организационно-оформительский этап. Лицо газеты формировалось довольно долго. Младенческие черты "летучих листков" практически целый век преображались в юношескую физиономию первых газет. Здесь главная заслуга принадлежит уже не купцам и ординарцам, а интеллектуалам.

Одним из таких людей был австриец Михаил фон Айнцинг, использовавший печатный станок и слово с просветительской целью. Айнцинг решил систематизировать всю отрывочную информацию о перипетиях знаменитого Кельнского спора, доходившую до читателей через рукописные листки новостей. Он изложил суть дела и историю его развития в нескольких статьях и собрал их в одну брошюру под названием "Relatio historica", "О происшествиях Кельнского съезда". Брошюра была отпечатана в кельнской типографии и распродана на ярмарке во Франкфурте. Она имела очень большой успех в силу актуальности темы, и благодаря доходчивости и ясности изложения.

Этот успех ободрил М. Фон Айнцинга, и он продолжил свою журналистскую деятельность. Теперь он писал уже не только о Кельнском съезде, но и других политических событиях. Так, его брошюра 1588 года уже представляет собой обзор текущих политических событий. "Relatio" (отчеты) Айнцинга выходили в свет накануне ярмарок и получили своё второе название "ярмарочные ведомости". Четкая периодичность и общественно-политическое содержание "Relatio" вплотную приблизили их к газете. У Айнцинга появилось много последователей. "Ярмарочные отчеты" стали распространяться буквально по всей Германии. Среди их издателей можно назвать священника Конрада Лаутенбаха (псевдоним Якобус Франкус) и Маурера.

Кроме рукописных газет, в информационном потоке 16 -17 вв. широкое хождение имели печатные памфлеты, "книги новостей", "листки новостей", "реляции" и "баллады новостей" - печатные брошюры небольшого формата и небольшого объема, оперативно откликавшиеся на различные события как внутри страны, так и за рубежом и во многом напоминавшие первые газеты. Несмотря на сходство, три основных момента отличают эти брошюры от первых газет:
1) подобного рода печатная продукция обычно посвящалась только одному событию;
2) данные издания не были периодичными;
3)большой акцент делался на иллюстративный ряд. "Книги новостей" не исчезли с появлением первых газет, а продолжали существовать на протяжении всего 17 столетия.

Итоги. Книгопечатание - важнейший фактор в формировании журналистики. 15 век - империя Гутенберга. За 40 лет в 260 городах континента открылись 1100 типографий. Зарождение буржуазной журналистики. Две стороны журналистики - коммерческая и идеологическая. Буржуазная журналистика с самого начала имеет коммерческий характер. Торговый дом Фугеров. "Летучие листки" в Германии эпохи Возрождения. Проповеди Мюнцера и Гуттена - образец политической публицистики. Ведомости распространяются ординарцами (прообраз собственных корреспондентов). Немецкое и Голландское происхождение рукописных новостей.
Организаторско-оформительский этап журналистики. Заслуга интеллектуалов, первый просветитель - австриец Айнцинг, он издает "Ярмарочные ведомости", отчасти аналог газеты.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь