123 Византия и Русь История История
 

 
 
   
История/ Средние века/ Страницы истории/ Византия/ История Византии в Средние века/ Византия и Русь/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Коммунисты и левое движение: мы за справедливость
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Энтони Иден (1897), первый Граф Эйвонский, политический деятель - Энтони ИДЕН (1897-14.01.1977), Первый Граф Эйвонский, политический деятель Консервативной партии Великобритании, министр иностранных дел 1935-38, 1940-45 года, и в период 1951-55; премьер-министр в 1955-57. В 1957 ушел в отставку после неудачи англо-французского военного вмешательства в Суэцк подробнее..

Гарриет Мартино (1802 ), английская писательница и общественный деятель - Гарриет МАРТИНО (1802 - 1876), английская писательница и общественный деятель. С юности начала писать рассказы о проблемах церкви, роль которой в жизни общества воспринимала довольно критически, а также о положении бедных и необходимости социальных реформ. Позже они были опубликованы в кн подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Византия и Русь





Контакты Скандинавии и Византии в религиозной сфере прослеживаются как по письменным, так и по археологическим источникам, и признаются современными исследователями. Вместе с тем в свете знаний о литургике, церковной археологии, каноническом праве и истории Церкви X-XI вв. наши представления об участии норманнов в духовной жизни Восточной Церкви могут получить существенное уточнение.

Очевидно, что экскоммуникационный акт 15/20 июля 1054 г. не привел к окончательному разрыву евхаристического и культурного общения между христианским Востоком и Западом, будучи лишь каноническим противостоянием между Римской кафедрой, с одной стороны, и Константинопольским престолом и византийским двором, с другой стороны.

Однако, выходцы из Северной Европы в Средиземноморье, несмотря на свою принадлежность к единому Pax Christiana, должны были определяться в отношении к юрисдикционному подчинению и принадлежности к литургической традиции. Это было тем более важно, что захватившие Южную Италию норманны определенно принадлежали к латинской традиции. На самом деле такая необходимость существовала и до середины XI в., поскольку границы Патриархатов установились еще в эпоху Вселенских соборов. Тогда же сложились и особенности литургического строя латинского и греческого христианства.

В сагах упоминается "неполное крещение", которое принимали скандинавы в Англии и Исландии. Попытки рассматривать этот ритуал как проявление языческого синкретизма чисто скандинавского происхождения вне контекста восточной литургии нам представляются неверными. Настоящий смысл обряда раскрывается в понятии "primo signatio", которое получил Олав Трюггвасон, согласно монаху Одду, в Византии до своего крещения в Ирландии. Обряду primo signatio предшествовало или совпадало с ним по времени "открытие имени Иисуса" и "обучение вере". Это последование сопоставимо с практикой восточного катехумената, который предшествовал Таинству крещения.

Первое знаменование, иначе consignatio, предполагало осенение крестом чела, уст и груди или просто священническое благословение в начале молитв оглашения и таким образом вводило язычника в Церковь, причисляя его к христианам. Однако, только само крещение причисляло христианина к просвещенным или competentes (electi). Общепризнанно, что в Западной Церкви институт катехумената и сам чин оглашения практически перестают существовать уже в Каролингское время. Этот чин продолжает осуществляться в полной мере лишь Константинопольской Церковью, что следует из содержания многочисленных византийских евхологиев X-XI вв. Именно эта особенность византийского ритуала крещения, согласно гипотезе М.Арранца, примиряет Корсунскую легенду и Память Иакова мниха в том смысле, что крещение в собственном смысле этого слова - primo signatio - князь Владимир получает в Киеве, а просвещение - непосредственно Таинство крещения - уже в Херсонесе, чему предшествует период оглашения.

Учитывая, что Олав на Руси был еще "некрещеным христианином", важно отметить его активность в утверждении здесь новой веры и роль в приглашении к князю Владимиру византийского архиерея Палла (патриарх Полиэвкт, 80-е гг. XI в.). В этом смысле характерна судьба варягов Феодора и Симона на Руси в контексте истории Русской церкви.

Только с точки зрения особенностей богослужения Великой Церкви - храма Святой Софии в Константинополе - становится понятна связь эпизода "Саги об Олаве Святом", где возжжению стружек в воскресный вечер приписывается особое благочестие конунга. Речь должна идти о сопоставимости этого сюжета с чином возжжения вечерних лампад в Константинопольских церквах, который опять же известен из ряда византийских евхологиев.

События 30-50-х гг. XI в. должны были поставить вопрос о канонической юрисдикции наемной варяго-русской дружины в Константинополе. Однако после закрытия всех церквей латинского обряда в столице Византии при патриархе Михаиле Керулларии в 1053 г. никаких протестов со стороны гвардии не последовало, как это было, например, в конце IV в., когда свт.Иоанн Златоуст закрыл арианские храмы наемников-готов. Учитывая, что Харальд Хардрада в 1034 г. был удостоен придворного титула, следует предположить, что варяжский корпус в Византии был включен в сферу восточнохристианского канонического права, которое распространялось и на императорский двор. Это подтверждается сфрагистическими находками, связанными с варяжским корпусом, но выполненными в византийских патрональных традициях. Несение караульной службы и участие в придворных церемониях предполагало участие варягов в греческом богослужении.

Принадлежность к одной из двух литургических традиций христианского мира до определенного времени предполагала свободное участие в иной традиции, вплоть до совершения оглашения в восточной церкви, а Таинства крещения в западной или же просто ношение детей в варяжскую божницу. С течением времени христианам-скандинавам приходилось делать окончательный выбор, который оказался на стороне прочно утвердившейся на севере Европы Римской юрисдикции. Однако, даже обряды в Скандинавии, на Руси и в Византии, связанные с погребением представителей епископата вместе с евхаристическими дарами, оказались одинаково укорененными в восточно-христианской традиции. Таким образом, стоит говорить не об абстрактном влиянии византийской христианской культуры на христианизацию Северной Европы, а увидеть этот процесс в присущих эпохе формах, предусматривавших каноническое подчинение отдельных личностей Константинопольской иерархии и их участие в литургической жизни Восточной Церкви.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь