История/ Средние века/ Страницы истории/ Англия/ История Англии в Средние века/ Феодальное государство Англия/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Коммунисты и левое движение: мы за справедливость
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Анатолий Чубайс (1955), русский политик, бывший вице-премьер России, директор РАО "ЕЭС России" - ЧУБАЙС Анатолий Борисович (р. 1955), российский государственный деятель. С 1991 по 1994 председатель Государственного Комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. В 1994-96 1-й заместитель председателя правительства. В 1996-97 глава администрации президента Росси подробнее..

Галина Яцкина (1944), русская актриса ("Уроки французского", "Возьму твою боль") - ЯЦКИНА Галина Ивановна (р. 16. 06. 1944), актриса. Родилась в Махачкале. Окончила Театральное училище им. Б. В. Щукина (1966), аспирантуру при этом училище (1979). В 1966-1967 - актриса театра им. К. С. Станиславского, с 1967 - академического театра им. Вл. Маяковского, с 1973 - театра им. подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Феодальное государство Англия





С 410 года германские племена англов, саксов, готов, жившие между Рейном и Эльбой начали завоевывать земли Британии и населять их. Процесс англосакского завоевания Британии затянулся более чем на полтора века (название Англия появилось в II веке, когда королевство Уэссекс подчинило себе все другие королевство).

Англосаксонское общество отставало в своем развитии от многих обществ континента примерно на два столетия. У англосаксов преобладала общественная собственность на землю и соответствующий ей характер общественных отношений.

Основную массу населения составляли члены общины - гёрлы. Они получали от общины гайду - надел в 120 акров земли. Общинные вопросы решались на сельском сходе - галимотье.

Общинная знать именовалась эрлами. В процессе освоения Британии англосаксы создали семь королевств - Нортумбрия, Мерсия, Восточная Англия, Эссекс, Суссекс, Кэнт, Уэссекс.

Власть короля над населением была довольно призрачной. Сельские общины объединялись в округа, так называемые сотни, которые управлялись собраниями представителей общин.

Более крупными территориальными единицами были графства, управляемые собраниями представителей сотен. Шерифы управляли графствами. В их обязанности входило: надзор за соблюдением привилегий короля в графстве, контроль за выполнением повинностей, выполнение полицейских функций. Глава графства - ольдермен.

За счет общинных земель быстро росло крупное землевладение. Крупными землевладельцами были король, эрлы и ольдермены.

В 1066 году Англосаксония была завоевана норманнами. Королем Британии был провозглашен Вильгельм I, который земли англосаксонских феодалов раздавал норманнам.

Основной производственной единицей становится мажер. Возглавлял мажер - лорд, который был обязан определенными повинностями более крупным феодалам (баронам). Как и в других европейских державах в Англии сложилась система вассалитета.

В качестве главных этапов развития английского феодального государства можно выделить:
1. период англосаксонской раннефеодальной монархии в IX-XI вв.;
2. период централизованной сеньориальной монархии (XI-XII вв.) и гражданских войн за ограничение королевской власти (XII в.);
3. период сословно-представительной монархии (вторая половина XIII-XV вв.);
4. период абсолютной монархии (конец XV-середина XVII в.).


Государственный строй в период становления феодального общества и нормандского завоевания.

Несмотря на возвышение и укрепление королевской власти в англосаксонский период, сохраняются отношение к королю как к военному предводителю и принцип выборов при замещении престола.

Главой государственной власти Англии считался король, которому, однако, приходилось рассматривать и уголовные дела.

В решении государственных вопросов король взаимодействовал с 'советом мудрых' - витанагемотом. Витанагемот состоял из светских и духовных феодалов (до 100 человек), которых король приглашал на собрание (жена короля, епископы, служащая знать, совершеннолетние дети мужского пола). В полномочия витанагемота входило рассмотрение таких вопросов как, обсуждение законов, установление новых налогов, решение вопросов войны и мира.

Местное управление в Англии в значительной мере основывалось на принципах самоуправления. Упоминаются низовые единицы местного управления - сотни и десятки. Сотня, возглавляемая сотником, управлялась общим собранием, собиравшимся примерно раз в месяц. Сотни делились на 10 десятков - семей во главе с десятником, основной задачей которых было поддержание правопорядка и уплата налогов.

Основной территориальной единицей были графства, во главе с эльдорменом, назначаемым королем с согласия витанов из представителей местной знати. В основном его роль заключалась в руководстве собранием графства и его вооруженными силами. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля - герефы. Герефа - королевский министериал - назначался королем из среднего слоя служилой знати и, подобно графу у франков, мог быть управляющим определенного округа или города.

Нормандское завоевание Англии повлекло за собой углубление феодализации английского общества.

Основой феодального хозяйства в нормандской Англии стал манор. Положение крестьян манора, подлежащим суду своего лорда, определялось манориальными обычаями. Более половины судов сотни превратились в манориальные суды - частные курии феодалов.

Значительная часть конфискованной у англосаксонской знати земли вошла в состав королевского домена, а остальная распределялась между нормандскими и англосаксонскими феодалами не сплошными массивами, а отдельными участками среди других держаний. Король объявил себя верховным собственником земли и потребовал от всех свободных землевладельцев принесения ему присяги верности. Такая присяга сделала феодалов всех рангов вассалов короля, обязанными ему, прежде всего военной службой.

Мероприятия нормандских королей способствовали государственной централизации и сохранению государственного единства, несмотря на углубляющуюся феодализацию общества.

Укрепление прерогатив короны, бюрократизация и профессионализация государственного аппарата, позволившие сделать централизацию в Англии необратимой, связаны в основном с мероприятиями Генриха II (1154-1189). Реформы Генриха II, которые способствовали созданию общегосударственной бюрократической системы управления и суда, несвязанных сеньориальными правами короны, можно условно свести к трем главным направлениям:
-приведение в систему и придание более четкой структуры королевской юстиции;
-реформирование армии на основе сочетания принципов ополченческой системы и наемничества;
-установление новых видов налогового обложения населения.

При перестройке Генрихом II судебно-административной системы были использованы применявшиеся на практике от случая к случаю англосаксонские, нормандские и церковные установления. С этого времени в Англии прочно утверждается деятельность разъездных судов - выездных сессий королевских судей.

Таким образом, во второй половине XII в. Генрихом II был создан специальный механизм королевского правосудия по гражданским и уголовным делам, который повысил авторитет и расширил юрисдикцию королевских судов.

Военная реформа Генриха II состояла в распространении воинской повинности на все свободное население страны: любой свободный - феодал, крестьянин, городской житель - должен был иметь свое вооружение, соответствующее его имущественному положению. Имея свое снаряжение, войско, тем не менее, содержалось за счет государственной казны, поступления в которую были значительно увеличены.


Сословно-представительная монархия.

В течение XIII в. были существенно ограничены иммунитетные права крупных феодалов. В качестве непосредственных вассалов короля бароны несли многочисленные финансовые и личные обязательства перед сюзереном, в случае злостного невыполнения которых могла последовать конфискация их земель.

Усиливается расслоение крестьянства, растет численность лично свободной крестьянской верхушки. Разбогатевшие крестьяне-фригольдеры часто приобретают рыцарское звание, сближаясь с низшими слоями феодалов.

Крепостное крестьянство - вилланы - в XIII в. оставалось бесправным. Собственником всего имущества, принадлежащего виллану, признавался его лорд.

Однако укрепившая свои позиции королевская власть не проявляла готовности привлекать к решению вопросов государственной жизни представителей господствующих сословий. Движение за ограничение злоупотреблений центральной власти возглавляли бароны, к которым периодически присоединялись рыцарство и масса фригольдеров.

Основными вехами этой борьбы были конфликт 1215 года, закончившийся принятием Великой хартии вольностей, и гражданская война 1258-1267 гг., которая привела к возникновению парламента.

К концу XIII в. королевская власть окончательно осознала необходимость компромисса. Следствием такого соглашения явилось завершение формирования органа сословного представительства. В 1295 году был созван 'образцовый' парламент, состав которого послужил моделью для последующих парламентских и духовных феодалов, в него вошли по два представителя от 37 графств (рыцари) и по два представителя от городов.

Постепенно парламент средневековой Англии приобрел три важнейших полномочия: право на участие в издании законов, право решать вопросы о поборах с населения в пользу королевской казны и право осуществлять контроль над высшими должностными лицами и выступать в некоторых случаях в качестве особого судебного органа.

В течение XIV в. постепенно закрепилась компетенция парламента в финансовых вопросах. Стремясь подчинить своему контролю государственное управление, парламент с конца XIV в. постепенно ввел процедуру импичмента. Она состояла в возбуждении палатой общин перед палатой лордов как высшим судом страны обвинения против того или иного королевского должностного лица в злоупотреблении властью. Кроме того, в XV в. утвердилось право парламента прямо объявлять преступными те или иные злоупотребления. При этом издавался специальный акт, утверждаемый королем и получивший название 'билля об опале'.

На протяжении XIII в. происходит также развитие нового исполнительного органа - Королевского совета. Он стал представлять собой узкую группу ближайших советников короля, в руках которой сконцентрировалась высшая исполнительная и судебная власть. В эту группу входили обычно канцлер, казначей, судьи, наиболее приближенные к королю министериалы, в основном выходцы из рыцарских слоев. Большой совет крупнейших вассалов короны утратил свои функции, которые отошли к парламенту.

В XIII в. окончательно утверждается практика назначения из местных землевладельцев в графствах так называемых охранителей мира, или мировых судей. Первоначально они обладали полицейскими и судебными полномочиями, но с течением времени стали выполнять наиболее важные функции местного управления вместо шерифов.

В судебную компетенцию мировых судей входило разбирательство уголовных дел, кроме убийств и особо тяжких преступлений. Разбирательства проводились на сессиях мировых судей, созывавшихся четыре раза в год. Эти собрания получили название судов 'четвертных сессий'.

В XIII-XIV вв. растет количество королевских судов различных рангов, усиливается их специализация. Вместе с тем, судебные и административные функции многих учреждений еще не разделились. Высшими судами 'общего права' в Англии в этот период стали: Суд королевских скамьи, Суд общих тяжб и Суд казначейства.

Суд казначейства, который первым стал записывать свои слушания, был, в основном, специализирован на рассмотрении финансовой споров, и, прежде всего, споров, касающихся долгов казны и короны.

Суд общих тяжб рассматривал большинство частных гражданских исков и стал основным судом общего права. Он осуществлял также надзор за местными и манориальными судами.

Из личного Суда короля постепенно сформировался Суд королевской скамьи, заседавший до конца XIV в. только в присутствии короля и его ближайших советников. Он стал высшей апелляционной и надзорной инстанцией для всех других судов, включая 'общие тяжбы', но со временем был специализирован на рассмотрении апелляций по уголовным делам.

С развитием гражданского оборота из общей системы высших королевских судов выделился Суд лорд-канцлера, который решал вопросы 'по справедливости'.

В XIV в. общие объезды утратили свое значение и уступили место более специализированным разъездным комиссиям, среди которых можно выделить Суды ассизов (по рассмотрению споров о преимущественном праве владения леном), комиссию по делам о мятежах и комиссию по общей проверке тюрем.


Особенности абсолютной монархии.

Английский абсолютизм имел свои особенности, благодаря чему получил название 'незавершенного'.

Основная особенность английской абсолютной монархии состояла в том, что, наряду с сильной королевской властью, в Англии продолжал существовать парламент. К другим особенностям относятся сохранение местного самоуправления, отсутствие в Англии такой централизации и бюрократизации государственного аппарата, как на континенте. В Англии отсутствовала и крупная постоянная армия.

Центральными органами власти и управления в период абсолютной монархии в Англии были король, Тайный Совет и парламент. Реальная власть сосредоточилась в этот период полностью в руках короля.

Тайный Совет короля, окончательно сложившийся в период абсолютизма, состоял из высших должностных лиц государства: лорд-канцлера, лорда-казначея, лорда-хранителя печати и др.

Парламент продолжал сохранять за собой прерогативу утверждения размеров сборов и налогов.

В период абсолютизма окончательно утверждается верховенство королевской власти над английской церковью. Высшим церковным органом страны была Высокая комиссия. В ее состав, наряду с духовными лицами, входили члены Тайного совета и другие должностные лица.

При абсолютизме окончательно оформилась структура и юрисдикция центральных Вестминстерских судов, в том числе Суда справедливости и Высшего суда адмиралтейства. Однако, помимо них, создаются чрезвычайные суды, такие как Звездная палата и судебные советы в 'мятежных' графствах. Звездная палата в качестве специального отделения Тайного Совета являлась орудием борьбы с противниками королевской власти. Судопроизводство носило инквизиционный характер.

 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь