| Сервис: |
| |
Театр и музыка
Театр Образец бескомпромиссной условности дает японский театр Но (12-14 вв.): деревянная сцена площадью 1,7 кв. м, навес на четырех опорах, длинный мостик для выхода актеров и полное отсутствие декораций. На такой сцене давались (и до сих пор даются) крайне стилизованные драмы, в основном для искушенной публики.
Между театральными жанрами японского происхождения и пришедшими в Японию с материка существует живая связь. Как и в других областях культуры, тесное взаимодействие самых различных жанров привело, с одной стороны, к обогащению местной традиции новыми элементами, а с другой - к усвоению чужеземным театром элементов японской традиции.
Обстановка в Нара была для этого особенно благоприятна: приверженность аристократии к чужеземной культуре и, в свою очередь, стремление буддийских иммигрантов к ассимиляции облегчали процесс объединения двух культур. Степень и прочность ассимиляции зависели как от характера жанра, так и от его назначения. Нередки случаи, когда, укоренившись на другой почве, театральный жанр меняет свой характер и назначение.
Весьма показательной в этом отношении является история сравнительно недолговечного театра гигаку. Появившись в Японии в конце 7 в., гигаку стал одним из двух ведущих театральных жанров эпохи Нара. Гигаку - своеобразная танцевальная драма, возникшая в Индии. Первоначально этот древний ритуальный танец, исполняемый перед изображением божества вообще, а затем - только перед изображением Будды. В нём средствами хореографии воспроизводились отдельные эпизоды жития Будды. Из Индии эти танцы были занесены в южнокитайское царство У (по-японски - Го), а оттуда в Корею. В 6 в. вместе с распространением буддизма танцевальная драма появляется в Японии, где она и получает название сначала гогаку - "музыка Го", а затем гигаку, т. е. "искусная (виртуозная) музыка". В 7 - 8 вв. существовало более распространённое наименование гогаку - "курэ-но гаку", либо "курэ-но утамаи", т. е. "музыка страны Курэ" (так японцы называли царство У).
Вместе с этими представлениями в Японии появляются и маски. Вопрос о происхождении и характере японских театральных масок, в частности масок гигаку, принадлежит к числу трудных и маловыясненных. Впрочем, это касается всех вопросов, связанных с развитием японского театра в древности. Ссылаясь на самый древний и солидный источник по истории гигаку - "Кёкунсё", анонимное сочинение о музыке и театре, написанное в 1233 г., известный японский искусствовед Нома Сэйроку в специальной монографии, посвящённоой японским театральным маскам, утверждает, что уже в 6 в. маски всех главных персонажей гигаку были завезены в Японию с материка. Он считает, что иммигрировавшие в середине 6 в. в Японию члены царского рода У привезли с собой музыкальные инструменты и маски. Первое упоминание театра гигаку относится к 612 г. В 22-м разделе "Нихонги" говорится: "...Муж из Пэкче по имени Мимаси прибыл (в 612 г.) в Японию. Он сказал, что за время пребывания в Го (У - Южный Китай) постиг там их искусство музыки и танца. Мимаси был поселён в Сакураи, куда были собраны юноши, чтобы научиться у него этому искусству. С тех пор его ученики Ману-но Обито и Сэйбун-но Аябито, перенявшие искусство у Мимаси, без труда передавали его своим ученикам". Встретив горячий приём при дворе Сётоку-Тайси, при покровительстве которого во дворце рода Сакурай в Нара была создана школа гигаку, откуда танцоров рассылали по всем буддийским храмам Японии, представления гигаку стали в 7 - 8 вв. непременной частью буддийских храмовых праздников и очень популярным придворным развлечением.
Наряду с гигаку существовала и другая форма театрального представления - бугаку (букв. "и танец и музыка"). Бугаку был занесён в Японию немного позднее гигаку и также через Китай. Бугаку, как и гигаку, находился вначале под личным покровительством Сётоку-Тайси, а затем и других правителей.
Происхождение масок бугаку довольно спорно. Нома Сэйроку полагает, что некоторые маски были заимствованы с Цейлона, из Индии, Индокитая, с Явы. Однако в своей монографии он не занимается специальным анализом этого вопроса. Другие специалисты, такие, как К. Бауэр и Т. Суда, считают, что в отдельных случаях в театре бугаку использовались некоторые маски гигаку. К сожалению, оба автора не задавались целью сопоставить два театральных жанра, почти одновременно появляющихся в Японии под эгидой буддийской церкви, и поэтому ограничились лишь вскользь сделанными замечаниями. Выяснение этой проблемы помогло бы пролить свет на развитие в условиях Японии обоих заимствованных извне жанров.
Заканчивая беглый обзор театральных форм древней Японии, необходимо упомянуть о наиболее интересном с точки зрения его дальнейшего развития театральном жанре, зародившемся в период Нара. Это - прямой предшественник японской драмы Но, так называемый саругаку. Буквально "саругаку" значит "игра обезьян", или "обезьянничанье". Такое смешанное представление, составленное из комических сценок, своеобразных скетчей, жонглёрских игр и акробатических трюков, поединков силачей, а также исполнения под аккомпанемент бива эпических песен о богах и героях, начиная с 8 в. приобретает всё бoльшую популярность. В отличие от бугаку и даже гигаку представления саругаку с самого возникновения были сугубо светского характера. Очень скоро саругаку превратились в одно из самых любимых развлечений жителей Нара. По традиции, принятой японскими и западными театроведами, считается, что, так же как и два предыдущих жанра, саругаку появился в подражание китайскому жанру - санъюэ (в 7 - 10 вв. "санъюэ" произносилось как "сангак").
Музыка История музыки в Японии представляет собой длительный процесс заимствования зарубежных музыкальных стилей и приспособления их к японским вкусам. Как это происходило, можно увидеть на примере некоторых музыкальных инструментов, которые считаются теперь исконно японскими.
Среди них - кото с 13 шелковыми струнами, инструмент, напоминающий цитру, сякухати (бамбуковая флейта) и трехструнный сямисэн. Кото появился в Японии еще до начала VI в., а его современная форма - в XIII в., примитивный тип сякухати - в VIII в., сямисэн - в XVI в., все они пришли из Китая. Кото в Японии претерпел большие изменения, стал более звучным. Сякухати вообще исчез на своей исторической родине, а в Японии прекрасно сохранился. Новая техника игры на сямисэне развилась с помощью "бати", большого плектра, удерживаемого ладонью.
Дворцовая музыка. Японцы VII в. с энтузиазмом изучали музыку континентальной Азии. При императорском дворе в 701 г. было создано специальное Управление музыки. С одобрения властей музыка гагаку стала музыкой дворцовых ритуалов. Она до сих пор находится под покровительством императорского дома.
Позднее стала происходить японизация иностранной музыки, ее смешение с местной, народной. Дэнгаку (разновидность классического танца, берущего начало от ритуалов, связанных с севом или уборкой урожая) и саругаку (легкомысленный предшественник театра Но, также имеющий сельское происхождение) стали популярнейшим развлечением простого народа.
Музыкальное сопровождение. В ХIII столетии среди военного сословия стало очень модно слушать истории из эпоса "Хэйкэ моногатари" о взлете и падении мощного клана Тайра под музыкальный аккомпанемент бива, особого рода лютни. А в конце XIV в. появился новый жанр музыки театра Но. Примерно в это же время произошло возрождение сякухати: буддистские секты использовали флейту для исполнения религиозной музыки.
Во второй половине XVI в. произошел расцвет исполнительского искусства для простолюдинов, возросла популярность музыки сямисэна, поскольку он использовался в спектаклях Кабуки и кукольного театра Бунраку.
Гагаку - придворная музыка. Одна из самых древних и значимых музыкальных форм Японии, пришедшая наряду с буддизмом из Китая. Пьесы Гагаку исполнялись при королевском дворе и вместе с тем были важной частью музыки церемоний буддийских и синтоитских храмов. Включали в себя музыку Бугаку, танцы других азиатских стран, чисто японские песни и инструментальные пьесы, созданные в эпоху Хейан, и музыку синтоитских церемоний. Названия Бугаку и Гагаку иногда употребляют как синонимы. Представление состояло из танцев под аккомпанимент большого оркестра струнных, духовых и ударных. Танцы представляли собой очень сложную и отточенную конструкцию. Бугаку делились на "танцы справа" и "танцы слева"(хотя сегодня между ними нет четкой грани). Тогаку("слева") - буквально "танцы Китая эпохи Танг", - в основном, состояли из китайских танцев, но также и индийских. Основной цвет костюмов танцоров - красно-оранжевый. Комагаку("справа") - представляли танцы, присущие корейской придворной музыке и японские, созданные под ее влиянием. Основной цвет костюмов - зеленый. Помимо этого у каждого типа танцев свой набор инструментов.
Театр Кабуки. Достигший расцвета в период Эдо театр Кабуки наиболее сильно повлиял на развитие традиционной японской музыки - больше половины стилей так или иначе связаны с ним. Само слово состоит из трех характерных слогов - ка(песня)-бу(танец)-ки(актерская игра). Изначально театр Кабуки развивался под сильным влиянием театра Но, многие пьесы были напрямую заимствованы, но в отличии от Но, бывшего исключительной собственностью класса самураев, Кабуки был общедоступным театром.
Нагаута - театр Кабуки. Буквально значит "длинная песня" и первоначально представляла собой набор из нескольких взаимосвязанных песен в рамках представления театра Кабуки. Из-за того, что основной период развития стиля приходится на период Эдо, иногда используют название "Эдо Нагаута". По сути это лирическая форма с текстами, наполненными тонкими эмоциями и аллюзиями, говорить о чем-то напрямую недопустимо. Одна из наиболее известных и часто исполняемых сегодня тем-танцев классической Нагаута - Musume Dojoji. В XIX веке рамки стиля были расширены сказительной формой Озацума. Полная форма танца для пьес Нагаута сегодня чаще меняется на Хэнгэмоно, серию коротких танцев-"транформаций", исполняемых одним актером. В рамках Кабуки на музыкантах лежала не только обязанность аккомпанировать танцам, но и играть вступления к сценам и акцентировать на сямисене произносимый актерами текст. Ряд музыкантов, сидящих за черной решеткой слева от аудитории, который можно видеть в исторических фильмах, и есть оркестр Нагаута. Несмотря на то, что Нагаута до сих пор считается самой характерной формой театра Кабуки, в XIX веке часть традиционного репертуара была модифицирована для концертного исполнения. Например, такие известные пьесы как Matsu no Midori и Aki no Irokusa.
Йокеку - театр Но. Йокеку стала полноценным стилем в период Муромати благодаря усилиям Канъами и его сына Дзэами. Они собрали воедино старую форму Саругаку Но с песнями и танцами Дэнгаку и искусную песенную и танцевальную форму Кусе Маи, популярную в то время. Поскольку сама театральная форма была лаконична, основное полотно представления составляли пение и музыка. Хотя были пьесы Но построенные на реальной жизни, наиболее популярны были Югэн Но, показывающие неожиданные встречи с духами/призраками известных людей. Как актеры, так и музыканты театра Но не меняли однажды выбранной роли на протяжении всей своей жизни. Полноценная программа театра Но состоит церемонии Окина, пяти пьес Но и комических пьес Кегэн в перерывах между ними. Ритуал Окина - это танец старого человека, символизирующий богатство и вечную юность. Затем актер-комик исполняет живой танец Самбасо(существующий во многих вариациях в театре Кабуки). Каждая из пьес Но раскрывает определенный образ в следующем порядке - Бог, мужчина, женщина, безумие, Демон и прочие существа. Ваки Моно/Сторона,часть(Окина) - камерная история о богах(именно отсюда берется большая часть играемых отдельно музыкальных пьес); Сюра Моно - истории о воинской доблести(как правило, из Хейке Моногатари); Кацура Моно/Пьесы в парике - тонкие и поэтичные истории с женскими образами; Куруи Моно(или Дзо Моно)/Пьесы безумия - истории о том, как люди сходят с ума, теряя любимого человека. Эта единственная часть, в которой все пьесы показывают жизнь реальных людей; Кири Но - истории о демонах и прочих сверхестественных существах. В качестве сверхестественного существа может выступать и человек с очень сильным характером. Эта часть может быть также представлена в форме яркого заключительного танца. В наши дни редко играется больше двух-трех пьес Но в одном представлении, но и в этом случае всегда исполняются в перерыве между ними пьесы Кегэн. К сожалению, большая часть издаваемых записей музыки театра Но представляет собой усеченные варианты популярных пьес, сыгранные студентами-любителями Школ Но. Исключительно редко встречаются записи, сделанные на настоящих представлениях.
Тайко. Тайко - это название двух барабанов с более, чем 1400-летней историей. Первый - небольшой круглый барабан на подставке, используемый в театрах Но и Кабуки, второй - большой барабан для создания звуковых эффектов в Кабуки. Однако в наши дни термин тайко(дословно, 'толстый барабан') используется при описании относительно современного искусства фестивальных ударных ансамблей куми-дайко.
Сэмио/Тендай Сэмио. Музыка, строящая мелодические узоры вокруг голоса сенгона, поющего на санскрите священные буддистские молитвы или другие буддистские тексты. Происходит из Индии, в Японию стиль попал в V-VI веках через Китай, где часть текстов был переведена на китайский, а исполнительская манера претерпела изменения. Попав в Японию Сэмио пребывал без изменений до IX, когда монахи Сайтю и Эннин, изучавшие буддизм в Китае, основали новую школу Тендай Сэмио в храме Энрякудзи на горе Хиэй. Оригинальный Сэмио стал частью нового стиля.
|
|
| |