123 Две тысячи лет греческой красоты История История
 

 
 
   
История/ Общие разделы/ Археология/ Археологические открытия/ Две тысячи лет греческой красоты/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Коммунисты и левое движение: мы за справедливость
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Краткий очерк развития греческой драмы - Драма есть оригинальное создание греческого гения и представляет собой последний и самый роскошный цвет греческой поэзии, естественным путем развившийся из двух старших ее видов, - эпоса и лирики. Хоровые песни и монодии драматических произведений тесно связаны с лирикой, и именно д подробнее..

Скульптура Древней Греции - АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII-VI ВВ. ДО Н.Э.) Скульптура архаического периода отличалась несовершенством, создавая, как правило, обобщенный образ. Это так называемые куросы ('юноши'), именуемые также архаическими Аполлонами. До нашего времени дошло несколько десятков таких статуй. Наиболее изве подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Две тысячи лет греческой красоты





Венера МилосскаяФранцузские офицеры с корабля "Эстафета" сошли на греческий остров Милос, чтобы встать на якорь рядом с английским фрегатом и голландским бригом, волею случая соединенных у благодатных берегов цитадели мировой цивилизации. Стоял жаркий апрель 1820 года, и офицеров отправили на берег, чтобы дать им возможность свободно прогуляться по склонам холмов и прибрежным тавернам.

Именно среди этой группы французов оказался 24-летний офицер Вуатье, всегда испытывавший пристрастие к путешествиям, похождениям и разного рода историям, о которых позднее много рассказывают в предпортовых кабачках и тавернах.

Однако на этот раз судьба сыграла с ним шутку, заставившую задуматься не только о неожиданных событиях вокруг его собственной персоны, но и некоторых военных законах, предусматривающих присуждение приза - добычи - самому ловкому, самому энергичному. Совершенно неожиданно офицера с французского судна призвал к себе на помощь провалившийся в склеп или подвал некогда существовавшего дворца крестьянин Йоргос. Вытаскивая несчастного, Вуатье заметил в проемах сводов и стен подвала удивительную скульптуру, которая притягивала взгляды любого просвещенного человека совершенством форм, белой поверхностью светящегося мрамора и отсутствием ряда деталей человеческого тела. Крестьянин Йоргос был так рад своему освобождению из неожиданно засосавшей его ямы на собственном участке земли, что не возражал и тогда, когда подоспевшие на помощь матросы с французского корабля вытащили из земляного плена удивительной красоты мраморную статую.

Офицер Вуатье был не только достаточно образован, но и энергичен, чтобы сразу же договориться с обладателем статуи о продаже ее Франции. Тогда же, в присутствии свидетелей, Вуатье вручил задаток в сто пиастров и взял с владельца обещание никому из конкурентов не предлагать найденное произведение, пока соискатель от него не откажется и не известит об этом. В тот же вечер Вуатье пришел договариваться о приобретении удивительной скульптуры для Франции к консулу на острове. Совершенно неожиданно он получил почти что отказ. Французский офицер расхваливал находку крестьянина, награждая статую эпитетами самых превосходных степеней, сравнивая ее с образами богинь и с известными шедеврами мира. Он сулил консулу не просто признание Парижа, но и всех европейских наций. Одновременно были упомянуты и конкуренты - англичане и голландцы, суда которых стояли рядом с французским. Были не забыты и турки, под владычеством которых еще находился остров. Все уговоры были напрасны, и чиновник категорически отказывался даже смотреть статую богини.

Наверное, история с прекрасной статуей греческой богини закончилась бы для молодого Вуатье ничем, если бы его союзником неожиданно не стал знаменитый Жюль Дюмон-Дюрвиль, прибывший на другом французском судне "Козочка" в гавань острова. Увидев находку, блестящий знаток древностей стал действовать, ведь соперники со всех сторон подступали к крестьянину. "Козочка" срочно отплыла в Константинополь, чтобы доставить заинтересованных офицеров послу, слывшему любителем прекрасного. Посол маркиз де Ривьер только собирался доложить о находке французскому королю, а к острову уже направлялся английский фрегат с поручением о приобретении редкой находки. Такое же поручение получили командир голландского брига и представители Турции, прибывшие на судне "Галлаксиди". Когда французский корабль вернулся в гавань, там их встретили монахи, выкупившие статую у Йоргоса для турок. Капитан "Эстафеты" выделил Вуатье двадцать вооруженных матросов, а пушки французов были направлены на турецкий "Галлаксиди". Матросы буквально силой завладели статуей, пока секретарь маркиза де Ривьера доказывал настоятелю монастыря, что за находку владельцу был оставлен солидный задаток и он просто не имел права перепродавать статую.

7 мая 1821 года знаменитая статуя богини Венеры, получившая по месту находки название Милосской, заняла место в Лувре. Помимо короля редкое произведение греческого искусства могли лицезреть послы Англии, Голландии, Турции и... представители Греции, весь XIX век терявшей национальные сокровища. В стране до 1834 года не было закона об охране национальных сокровищ. Древности вывозили, даже не покупая, всякие любители, дипломаты и военные представители, оказывавшиеся в цитадели греческой цивилизации.

Проявившие настойчивость в приобретении шедевра древности Вуатье и Дюмон-Дервиль были не только награждены, но и стали настоящими героями в глазах французской художественной богемы.

Греческая земля таит в себе еще немало загадок, и, пожалуй, есть надежда, что новые мраморные и бронзовые изделия замечательных мастеров подарит музеям древняя земля.

Так, в июне 1959 года прямо в порту Пирей повторилась история обретения статуи Венеры Милосской. Здесь, на углу улиц Филона и Георга, проводились работы по замене асфальтового покрытия после ремонта участка канализации. Рабочие с пневматическими молотками на этот раз не провалились в раздавшуюся под ними землю, а стали свидетелями того, как ушедший вниз грунт открыл две зеленые руки, поднявшиеся к афинскому небу. Страх, ужас, мистическое благоговение обуяло не только рабочих, но и прибывших на место полицейских. Однако все объяснилось очень просто - в яме оказалось несколько статуй, мраморных и бронзовых, ставших самой ценной находкой ХХ столетия.

Руководитель Греческой археологической службы профессор Пападимитриу в первую очередь был поражен тем, что все изъятые у земли "боги" относились к разному времени, а это ставило прямо-таки неразрешимую загадку для определения причины объединения такого странного собрания редкостей: бронзовая статуя обнаженного юноши-куроса, мраморная герма с головой бородатого Гермеса, прекрасная девушка, задрапированная в бронзовые одежды, исполненная неизвестным мастером круга скульптора Алкмена, одевавшего своих натурщиц в мокрые туники, которые эффектно подчеркивали совершенные женские формы.

Раскопки под мостовой продолжили и рядом обнаружили еще одну находку с художественными изваяниями. Здесь были спрятаны бронзовая статуя Афины и статуя Артемиды, большая маска трагического актера и еще одна мраморная герма. Более мелкие изделия составили два бронзовых щита, точнее останки щитов, и мраморная статуэтка женщины. Надо сразу же оговориться, что подлинников греческого искусства во всех музеях мира очень немного и свое представление об этом периоде европейской культуры мы ведем от мраморных копий, исполненных римлянами, подражавшими знаменитым мастерам. В найденном "захоронении" были не просто древние подлинники, но и бронзовые образцы. Наиболее древней статуей из найденных в кладе была архаизированная фигура куроса, датированная 520 годом до н. э. Двухметровая скульптура с остатками лука в одной руке и предмета типа чаши для приношений в другой могла быть вполне отнесена к так называемым героизированным образам победителей национальных состязаний.

Статуя Афины, покровительницы главного города Греции, высотой в 2,35 метра, представляет собой величественную богиню в спокойной позе с опущенной левой рукой и протянутой вперед правой, в которой греческие скульпторы изображали обычно либо символ мудрости - сову, либо постоянную спутницу Афины - воительницу Нику. Греческие специалисты не только датировали статую IV веком до н. э., но также высказали предположение, что именно эта скульптура находилась в Пирейском храме вместе со статуей Зевса-громовержца, описанной Павсанием. Находка статуи на земле порта Пирей вполне соответствует этому предположению, и тогда сам собой напрашивается другой вывод: автором скульптуры мог быть только Кефисодот - отец знаменитого Праксителя.

Мраморная скульптура богини Артемиды сильно пострадала от времени и соприкосновения с землей, но все равно сохранила канонический образ богини-охотницы, широко распространенный в греческих городах-государствах.

Скульптуру стоящей девушки датировали V-IV веками до н. э. и поставили в один ряд с прекрасными образцами классической пластики, воспевавшей совершенство женской фигуры.

Две гермы - наиболее распространенный вид греческой пластики, получивший окончательные черты во времена Фидия. Обычно их ставили на границах участков и перекрестках дорог. Гермес, или египетский Тот, был не просто богом, покровителем торговли, но также носителем наук, законов, правил, которые заставляли любое общество соблюдать интересы как отдельных личностей, так и общин.

Естественно, что загадка объединения в единое "захоронение" столь разных произведений долго волновала греческих специалистов, которые решили, что ямы служили местом сокрытия художественных ценностей от римских захватчиков, завоевавших Грецию и вывозивших из ее городов приглянувшиеся ценности. Истории известно, что особенно отличался грабежами диктатор Луций Корнелий Сулла со своими военачальниками. Слой горелого дерева, смешавшийся с землей в ямах говорил о том, что склад, куда были свезены скульптуры, подвергся пожару и спрятанные сокровища посчитали уничтоженными. Сами греки, знавшие об этом тайнике, больше скульптуры не вытаскивали и не устанавливали на прежние места, видимо опасаясь доносов как римских соглядатаев, так и собственных предателей. Со временем о складе ценных работ забыли, а те немногие, кто знал о нем, скончались. Так редкости сохранились до нашего времени.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь