История/ Общие разделы/ Археология/ Археологические открытия/ Поиски легендарной Трои/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Коммунисты и левое движение: мы за справедливость
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Виктор Цой (1962) - русский певец, гитарист, актер и художник - Группа "КИНО" стала одним из крупнейших художественных феноменов, рожденных отечественной рок-культурой, а ее харизматический лидер - автор песен, певец, гитарист, актер и художник - Виктор Цой стал, говоря словами одной из его песен, "последним героем" золотой эпохи рока. подробнее..

Тони Скотт (1944), английский кинорежиссер ("Дни грома", "Полицейский из Беверли-Хиллз II", "Последний бойскаут") - СКОТТ Тони (р. 21. 06. 1944), английский режиссер. Младший брат режиссера и продюсера Ридли Скотта, снялся в его короткометражке "Мальчик на велосипеде" (Boy on a Bicycle, 1958). Подобно брату изучал живопись в колледже искусств, затем вместе с ним участвовал в создании многих рекламных роли подробнее..

Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


Поиски легендарной Трои





Среди археологов, которых иногда называют официальными могильщиками истории, часто встречаются честолюбивые и преданные своим замыслам люди. И, пожалуй, богатый немецкий коммерсант, бросивший в зрелом возрасте свое процветающее дело для поисков ненайденных камней, - Генрих Шлиман - относится к разряду самых известных мастеров древней профессии.

Вся жизнь этого человека, родившегося в бедной деревне в 1822 году и ставшего одним из очень богатых ученых своего времени, состоит из тайн и противоречий. Он побывал во многих странах мира, учился в Париже, в 45 лет неожиданно стал изучать греческий язык и археологию, а уже через год приступил к поискам самого загадочного, самого известного по рассказам античных авторов, города - легендарной Трои.

Троянская война стала одним из центральных событий греческой мифологии. Древние источники видят ее причину в том, что верховный бог пантеона Зевс пожелал дать возможность многочисленным героям прославиться и оставить о себе след в истории. Серьезным поводом для начала войны послужила красота дочери Зевса - Елены. А толчком к сражениям, хитростям, предательству и завоеваниям стал чисто женский спор трех богинь: Геры, Афины и Афродиты о том, кто же красивейшая из них. Яблоко раздора было вручено юным пастухом Парисом богине любви Афродите за то, что она обещала ему обладание самой красивой женщиной.

Красавица Елена была супругой спартанского царя Менелая, а Парис, воспользовавшийся помощью Афродиты, приплыл в Спарту на корабле и увез красавицу в Трою, чем и навлек на город-государство гнев и силу греческого войска. Война стала известной даже не столько из-за справедливого возмездия за поруганную честь царского рода, но благодаря участию в ней на стороне ахейцев Одиссея, Аяксов, Филоклета, Агамемнона, Ахилла.

Лишь через 10 лет после похищения, в результате многих испытаний и приключений, флот соратников прибыл под Трою требовать справедливости у старого троянского царя Приама. Гектор во главе троянского войска подступил к кораблям спартанцев, убил одного из блестящих воинов - Патрокла, но побратим последнего, Ахилл, бросается в бой и убивает самого Гектора. Сражения были беспощадными, наполненные жестокостью и бессердечием, а наблюдавшие с Олимпа боги помогали то одной, то другой стороне. Ахилл уничтожает многих помощников троянцев - предводительницу амазонок Пенфесилию, царя эфиопов Мемнона и многих защитников города-крепости, окруженного могучими стенами, остававшимися неприступными. Царевич Парис с помощью бога Аполлона волшебной стрелой убивает Ахилла, и война приостанавливается. Но пришедшие за прекрасной Еленой и украденными из Спарты сокровищами не могут отступить и придумывают коварную ловушку для троянцев - деревянного коня, в чреве которого прячется несколько воинов. Принятый в качестве примирительного подарка конь выпустил ночью из себя лазутчиков, открывших ворота для войска спартанцев. Троя была разгромлена и сожжена, а историки и археологи многие годы искали то ли реальный, то ли мифический город Трою на земле античной Турции.

В XVIII веке француз ле Шевалье вел поиски в Троаде - там, где узкий Геллеспонт отделяет от Турции Европу. Его поиски основывались на сведениях местных крестьян и ни к чему не привели. Так же безрезультатны оказались изыскания австрийца Хана, копавшего в 1864 году. А после очередного провала многие историки все больше утверждались во мнении, что легендарная Троя - в большей степени мифологический вымысел Гомера.

Генрих Шлиман игнорировал все местные рассказы и предложения. Местом своих раскопок он избрал возвышенность в часе хотьбы от моря, получившую название Гиссарлык. И выбор новоявленного археолога был сделан на основании изучения античных сообщений об истоках и русле реки Скамандрос, обозначенных достаточно определенно. В его воображении происходили мифические события, выступали древние воины, появлялись известные красавицы и, конечно, сокровища.

В этом богатом городе было много художественных изделий, которыми славился греческий мир, а кроме того, сюда, к царю Приаму, привез пастух-царевич Парис, вместе с Еленой, часть спартанских сокровищ, так и не найденных победителями во время штурма и сожжения города Трои.

Шлиман выступает перед европейскими (особенно немецкими) покровителями искусства с предложением вложить средства в будущие раскопки древней Трои. Никто не верил в новоявленного исследователя, и Шлиман вкладывает в организованные в 1870 году раскопки собственные капиталы.

Рабочие Шлимана углублялись в землю. Шлиман пропускал слой за слоем, совершенно не считаясь с классическими методами ведения раскопок. Лопаты дошли до скального грунта, и там открылись останки некоего города-поселения, условно названного "Троя I". Исследователь был совершенно разочарован, раскрыв убогие постройки, жалкую планировку и, главное, - почти полное отсутствие характерных для эпохи Гомера художественных изделий. Именно тогда начинающий археолог вспомнил, что вместе с рабочими он прокопал еще несколько слоев, а это значит, что другие временные периоды существования Трои могут оказаться ближе к поверхности, то есть над раскрытыми останками поселения.

Раскопки продолжались, и над первичными сооружениями из земли поднялись мощные крепостные стены, скошенные фундаменты, некогда державшие массивные дома, лавки, торговые склады. Из раскопов поднялись надземные части зданий, появились кирпичные остатки сооружений, деревянные балки конструкций.

И все же Шлиман сомневался, что "Троя II" - город времен царя Приама, Гектора и Париса, тюрьма прекрассной Елены. И тут среди архитектурных руин стали появлятся следы гигантского пожара, разрушившего старинные постройки. Пожар, видимо, полыхал здесь не один день и уничтожил все, что оставалось неразрушенным руками и оружием нападающих спартанцев. Гомер оставил Шлиману точные описания бедствия, следы которого сохранила земля Гиссарлыка. Три года изнурительных поисков, сопротивления слухам, зависти столичных археологов, отказов в финансировании - все искупалось сделанной находкой. Камни не обманули ученого, доказавшего всему миру свое упорство и везение. Можно было, зарисовав все найденное и описав находки для будущей книги, завершать сезон, но что-то задержало Шлимана с молодой женой-гречанкой.

Это произошло 15 июня 1873 года, когда среди массивных стен и античных обломов Трои II обнаружили тайник, занявший значительное пространство близ западных ворот города-крепости. Шлиман отправил под незначительным предлогом всех рабочих с территории раскопок по домам, а сам приступил к вскрытию некоего пустого пространства. Свидетельницей находок в тайнике оказалась лишь гречанка София, которая потом и помогла археологу вывезти найденное. В обнаруженном античном кладе находились две золотые диадемы с 2271 золотым кольцом, 4066 пластинок в форме сердечка и 16 изображений богов из чистого золота. Рядом с этими беспрецедентными изделиями находились 24 золотых ожерелья, серьги, пуговицы, иголки, браслеты, золотая чаша весом в 601 грамм, много посуды из золота и серебра, электрона и меди.

В распоряжении Шлимана было всего несколько часов свободного времени до его отъезда с раскопок. Задержка намеченных планов привела бы к подозрению, а единственной мыслью археолога в тот момент была идея сокрытия от турецких властей сделанного открытия. Он был уверен, что в его руках сокровища царя Приама, спрятанные в далекие времена от посторонних глаз и военного лихолетья. Клад состоял из 8700 изделий из золота, и супругам было просто необходимо вывезти его в Германию, минуя все препятствия.

Было решено, что сокровища, замаскированные капустой и овощами, в больших корзинах переправят через Геллеспонт в Афины, а уж оттуда будет проложен путь в Германию. Турецкие чиновники удивлялись, но не протестовали, когда провожали молодую и богатую европейскую капризную госпожу Шлиман, везшую с собой в Афины из Гиссарлыка овощи... А эти самые корзины и сама госпожа София с тех самых пор вошли в историю мировых открытий.

В 1873 году вышла книга Шлимана "Троянские древности", описавшая мощные стены крепости Трои, башни, возведенные на тяжелых каменных фундаментах. Рассказы о дворцовых постройках перемежались описаниями пожара, сыгравшего страшную роль в судьбе побежденной Трои.

И все же наиболее яркие страницы посвящались золоту царя Приама, которое своей вещественностью подтверждало подлинность находки "молодого" удачливого историка.

Книга принесла Шлиману большую известность, разделила весь ученый мир на его сторонников и противников. Одни обвиняли его в дилетантизме и варварских раскопках, в откровенном воровстве ценных экспонатов. Другие признавали удачливость бывшего коммерсанта, его интуицию и, главное, - стремление осуществить замысел любыми средствами. Такие сторонники оправдывали хищение исторических ценностей тем, что они достаются самой развитой в археологическом и историческом отношении стране - Германии. Турки начали против него процесс, но ничего не добились. А Шлиман продолжал раскапывать Трою еще в 1882 году.


Юрий Гоголицын
Преступления в океане искусства.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь