История/ Древний мир/ Страницы истории/ Греция/ Культура и наука Древней Греции/ История медицины Древней Греции/
Древний мир
Страницы истории
Карты
Даты и события
Средние века
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новое время
Страницы истории
Карты
Даты и события
Новейшая история
Парадоксы истории
Страницы истории
Карты
Даты и события
Общие разделы
День в истории
Загадки истории
История истории
Исторические личности
Историки
Археология
Организации
Занимательные
исторические факты

История религий
Рефераты по истории
Новые статьи :
Рембрандт (1606), нидерландский живописец, рисовальщик, офортист - Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года. А в 20 с небольшим сын мельника уже имел признание и славу ведущего голландского живописца, лучший в Амстердаме дом, красавицу-жену, (по совместительству, дочь советника принца), любимого сына и множество, в буквальном смысле, крупных зака подробнее..

[1865] - английский исследователь Эдвард Вимпер первым покорил третью по высоте вершину Альп гору Маттерхорн - МАТТЕРХОРН вершина в Пеннинских Альпах, на границе Швейцарии и Италии. Высота 4477 м. Имеет форму четырехгранной пирамиды, почти на 1000 м возвышается над окружающими хребтами. подробнее..

стоматологический центр
Сервис:
Новости
Служба рассылки
Открытки
Исторические личности
Социологические опросы
Лучшие тесты
  1. Какой у тебя характер?
  2. IQ
  3. Психологический возраст
  4. Любит - не любит
  5. Кого назначит вам судьба?
  6. Ждет ли вас успех?
  7. Какому типу мужчин вы нравитесь?
  8. Посмотрите на себя со стороны
  9. Какая работа для вас предпочтительнее?
  10. Есть ли у тебя шестое чувство?
[показать все тесты]


История медицины Древней Греции





ГиппократИсточники по истории и медицине Древней Греции

Литературные памятники

В настоящее время наука не располагает письменными источниками сведений о медицине древнейшего в истории Греции и весьма развитого крито-микенского периода. Возможно, в будущем расшифровка крито-микенского линейного письма 'Б', произведенная в 1953 г. , позволит восполнить этот пробел в истории медицины Древней Греции.

Первые Греческие литературные памятники - эпические поэмы Гомера 'Илиада' и 'Одиссея' - являются практически единственными источниками сведений о древнегреческой медицине XII - VI вв. до н. э., т. е. Конца крито-микенского, предполисного и архаичного периодов.

О медицине классического периода истории Греции рассказывает выдающийся памятник медицинской литературы 'Гиппократов сборник', составленный около III в. до н. э. из сочинений древнегреческих врачей и названный именем великого врача античного мира Гиппократа. Некоторые сведения о медицине архаичного и классического периодов истории Греции содержатся также в выдающемся произведении Геродота 'История в девяти книгах'.

О медицине эпохи эллинизма повествуют труды александрийских ученых в изложении Галена и Авла Корнелия Цельса, так как подлинники медицинских трактатов не сохранились.


Археологические данные

Систематические археологические исследования на территории Греции начали производить немногим более ста дет тому назад - после 1870 г., когда немецкий исследователь Г. Шлиман нашел легендарную Трою. В своих поисках он опирался только на поэмы Гомера. Вот почему успех Г. Шлимана был одновременно и триумфом Гомера - все, что до этих пор считалось мифом и приписывалось фантазии великого сказителя Древней Греции, оказалось действительной историей ее народа. Результаты дальнейших раскопок в Микенах, на о. Крит и т. д. По своему значению и ценности не уступают открытию гробницы Тутанхамона, ставшей сенсацией XX в.

В 1900 г. англичанин А. Эванс открыл развалины великолепного Кносского дворца на о. Крит. В этом дворце уже в конце III тысячелетия до н. э. имелись санитарно-технические сооружения: система труб из обожженной глины лоя стока загрязненных вод, водоотводящие каналы, сточные ямы, великолепные банные помещения и даже вентиляция. По времени своего создания санитарно-технические сооружения Кносского дворца близки к древнейшим санитарно-техническим сооружениям в г. Мохенджо-Даро на территории современного Пакистана.

В 1930 г. в шести километрах от г. Керчь (Пантикапей) в кургане Куль-Оба было открыто одно из самых богатых скифских захоронений, относящееся к IV в. до н. э. В классический период истории Греции Пантикапей был столицей Боспорского царства, которое возникло в V в. до н. э. после объединения греческих городов-колоний, располагавшихся по обе стороны Керченского пролива. В результате взаимного проникновения культур здесь сформировалась оригинальная греко-скифо-меотская культура. Золотые сокровища из Куль-Обского погребения хранятся ныне в Особой кладовой Эрмитажа. Среди них - знаменитый золотой сосуд, предназначенный для культового обряда. По периметру сосуда изображены три сцены из жизни скифов: скифский вождь беседует с воинами, скиф-воин делает перевязку раненому товарищу, скиф лечит больной зуб.

При археологических раскопках на территории Древней Греции были обнаружены также многочисленные храмы, и среди них святилища бога врачевания Асклепия. В 1876 - 1877 гг. на склоне Акрополябыл освобожден от земли Афинский храм, ав 1881- 1887 гг. было открыто еще одно святилище в г. Эпидавре. Археологические исследования в Эпидавре дали в руки историков медицины богатый материал о культуре бога врачевания в Древней Греции.

Девятнадцатый век явился периодом великих археологических открытий в Греции. Они продолжаются и по сей день.


Два направления в медицине

В медицине Древней Греции имелось два направления: народная и храмовая.

Народная медицина

Начала греческой медицины теряются в глубокой древности и, несомненно, связаны с медициной древних культур Востока: египетской, вавилонской, индийской.

Медицина в Греции издавна носила светский характер: 'Она основывалась на эмпирии и в своей основе была свободна от теургии, т. е. Призывания богов, заклинаний, магических приемов и т. п.'

Согласно Гомеру в греческом войске времен Троянской войны были искусные народные врачи, которые успешно лечили раны и знали свойства целебных трав. Они пользовались глубоким уважением:

Стоит многих людей один врачеватель искусный:
Вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством.


Когда Махаон был ранен Парисом, все войско пришло в смятение от одной мысли, что врач мог быть убит.

Гомеровский эпос дает некоторые представления об анатомических познаниях того времени и лечении ран. Вскрытия трупов в Древней Греции не производилось, тем не менее медицинская номенклатура 'Иллиады' и 'Одиссеи' составила основу терминологии врачей всей Греции и входит в состав современного анатомического языка.

Согласно Дарамберу в поэмах Гомера описано 141 повреждение туловища и конечностей. Их лечение состояло в извлечении стрел и других ранящих предметов, выдавливании крови и применении болеутоляющих и кровоостанавливающих растительных присыпок с последующим наложением повязок.

Лечением и перевязыванием ран в древнегреческом войске занимались не только врачи, но и сами воины. Так, Патрокл перевязывал раненого врача Махона, а раны самого Патрокла, как рассказывает рисунок на античной вазе, перевязывал Ахилл - один из главных героев 'Иллиады'

В произведениях Геродота также есть упоминания о врачевании болезней в Древней Греции и о влиянии климата на здоровье человека. Говоря о заразных болезнях, он объясняет их возникновение вполне естественными причинами, а никак не божественными По его мнению, чума и дизентерия в войске Ксеркса возникли от употребления в пищу травы, листьев и древесной коры вместо хлеба, им же истребленного, от скопления войск и от гниения тысяч непогребенных трупов.

Писал Геродот и о высоком положении врача в обществе и о глубоком уважении к врачебной профессии: по свидетельству Геродота, города Греции оспаривали друг у друга лучших врачей, что говорит также и об элементах общественной медицины в Древней Греции.

В период от Гомера до Гиппократа многие выдающиеся поэты и историки Древней Греции упоминали в своих произведениях об отдельных болезнях и их врачевании. Из сказанного ясно, что греческая медицина вышла не из храмов. В творениях Гомера, Гесиода, Пиндара и многих других, мы находим многочисленные и веские доказательства несомненного существования с незапамятных времен светской, естественной медицины, которую ее могущественная соперница, медицина храмов, не в состоянии была ни затмить, ни уничтожить.


Храмовая медицина

Развитие рабовладельческого строяв Древней Греции и укрепление его к VI в. до н. э. обусловило усиление позиций религии, что явилось ярким выражением классового расслоения общества. Именно к этому периоду истории Греции относится становление храмов, а вместе с ними и храмовой медицины.

Как уже отмечалось, культ Асклепия как бога-целителя сложился в Греции в VII в. до н. э. Несколько позже в Трикке, Эпидавре и на о. Кос были воздвигнуты первые храмы, посвященные этому богу. По меткому замечанию В. П. Карпова, они носили 'лечебно санаторный характер'.

В Древней Греции культ Асклепия был очень популярен. Античные авторы сообщают более чем о 300 храмах. Самым величественным из них считалось святилище Асклепия в Эпидавре, при раскопках которого обнаружены многочисленные архитектурные и письменные памятники, несущие обширную информацию о храмовой медицине Древней Греции.

На территории Храма в Эпидавре, кроме самого храма, были также баня, библиотека, стадион и даже театр, построенный около 450 г. до н. э. Повсюду возвышались многочисленные статуи, изображавшие богов, памятники воздвигнутые в честь знаменитых врачей, и стелы, на которых высекались тексты о случаях удачного исцеления, которые широко афишировались.

Жрецы строго следили за чистотой святилища и его посетителей. Безнадежно больным и роженицам входить на его территорию не разрешалось: религиозные правила не допускали в святилища все нечистое (связанное с рождением или смертью). Каждый вошедший мылся в водах священного источника и приносил жертву богам.

После вечерней службы все больные, пришедшие в храм, ложились спать в крытых галереях вдоль стен храма. Под действием одурманивающих окуриваний, внушения и гипноза больные погружались в 'священный' сон. Толкование этих снов составляло существенный фрагмент храмовой медицины. Тем не менее главными средствами врачевания в храмах были: различные формы водолечения, холодные омовения, массаж и гимнастика. Об употреблении лекарств в большинстве случаев не упоминается. Есть только отдельные указания на некоторые хорошо проверенные средства народной медицины , у которой жрецы заимствовали свои приемы. Более того, в трудных случаях, как свидетельствуют источники, жрецы часто приглашали на помощь светских врачей.

В уплату за услуги больные приносили в храм изображения исцеленных частей своего тела, сделанные из мрамора, серебра, золота. При раскопках они найдены в Эпидавре в большем количестве. Это мраморные ноги и руки, серебряные сердца, золотые глаза и уши.

'Священные' сны оставались популярными долгое время. В Вавилоне во время последней болезни Александра Македонского его военачальники долгое время спали у алтаря бога Сераписа, надеясь, что он спасет царя.


Медицина Древней Греции

В Древней Греции медицина была семейной профессией и передавалась от отца к сыну, - секреты этого искусства сохранялись внутри рода ли семьи. Такая система подготовки врачей получила название семейной медицинской школы. Позднее рамки семейных школ расширились: в них за определенную плату стали принимать учеников - не членов рода.

Врачи в Древней Греции практиковали в городах, войсках, служили при правителях или ж странствовали в качестве врачей-периодевтов из одного города в другой.

По свидетельству историков, в городах на общественных началах устраивались гражданские больницы с официально назначенным врачом, оплачиваемым государством. Общественные врачи избирались на народном собрании после соответственного экзамена. За особые заслуги перед народом они иногда награждались золотым венком и правом гражданства. Эти великие почести были возданы жителями Афин Гиппократу и его сыну Фессалу. Таким образом, в некоторых полисах Древней Греции уже прослеживаются элементы организации медицинского дела, которые позже получили широкое развитие в Древнем Риме.

В Древней Греции было несколько медицинских школ, и каждая из них, была индивидуальна по своей философии.

Кротонская медицинская школа достигла своего расцвета в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1. организм есть единство противоположностей, 2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил, 3. противоположное излечивается противоположным. Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врач Алкмеон из Кротона. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал, писал о головном мозге как органе познании и причине некоторых болезней.

Книдская медицинская школа 1. заложила основы гуморального учения, согласно которому здоровье есть благоприятное смешение четырех жидкостей организма, а неблагоприятное их смешение - есть причине большинства болезней. 2. Продолжая традиции вавилонских и египетских врачей, развивала учение о признаках болезней и диагностике. Выдающимся представителем этой школы был Эврифон и Книда - современник Гиппократа, автор многих сочинений.

Косская медицинская школа - главная медицинская школа Древней Греции. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского Оракула попросили Неброса с о. Кос и его сына Хрисоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врача без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. Расцвет косcкой школы неразрывно связан с именем Гиппократа II Великого, который вошел в историю как Гиппократ. Косская медицинская школа 1. рассматривала организм в тесной связи с окружающей природой, 2. разрабатывала принцип наблюдения и лечения у постели больного, 3. развивала основы врачебной этики.


Гиппократ

Самые первые биографии Гиппократа были написаны не ранее, чем через несколько столетий спустя после его смерти. Их авторы не были современниками Гиппократа, и поэтому их повествования носят отпечаток легендарности, которой было окружено имя великого врача. Одни приписывают ему совершение чудесных исцелений и считали само его имя талисманом и синонимом врачебного искусства. Другие, напротив, пытались оклеветать его. Тем не менее легенда о Гиппократе прошла через века, передаваясь из поколения в поколения.

Гиппократ жил в период величайшего внутреннего расцвета Греции, когда каждая отрасль человеческой деятельности имела своих выдающихся представителей. В политике это был Перикл, в истории - век Геродота и Фукида, в философии - век Сократа, Платона, Левиппа, Демокрита, Эмпедола, Анаксагора, в поэзии - век Пиндара, Эсхила, Софокла, Эврипида и Аристофана, в области ваяния и зодчества - век Поликлета, Праксителя и Фидия, в области медицины - век Гиппократа.

Гиппократ родился на о. Кос. По отцу, которого звали Гераклит, он принадлежал к знатному роду врачей. Будучи врачем-периодевтом, он посетил многие города Греции, земли Малой Азии, Скифии, восточное побережье Черного моря, Ливию и Египет. Слава о его врачебном искусстве распространилась во многих государствах. Их правители приглашали его на службу.

Последние годы жизни Гиппократ провел в Лариссе, где и умер в один год с Демокритом.

Гиппократ имел реальные представления о медицине того времени, ее возможностях, трудностях и целях. Это был врач-философ, сочетавший в себе большой врачебный опыт с большим пониманием людей и окружавшей природы. Он неустанно заботился о достоинстве врача. Питал глубокое отвращение к шарлатанам, порочащим высокое искусство.

Наследие Гиппократа и других врачей Древней Греции обобщено в 'Гиппократовом сборнике', который является энциклопедией классического периода истории древнегреческой медицины. Он составлен в III в. до н. э. в знаменитой Александрийской библиотеке, основанной приемниками Александра Македонского - Птоломеями, правителями эллинистического Египта.
 Copyright RIN 2003 -
  Обратная связь